Утренние молитвы для начинающих, главные, короткие, сильные, в Великий пост

Утренние молитвы для начинающих

Человек, принявший Христа в свою жизнь – с Божьей помощью, помощью священника, который должен быть духовным наставником христианина — начинает воцерковление и спасение своей души. Называют таких христиан новоначальными. Общение с Богом, Богородицей и святыми начинается с молитвы, поэтому обязательно нужно приобрести молитвослов. Он бывает на церковнославянском языке и на русском. Начинать лучше читать утренние молитвы на русском языке. По мере понимания молитв и желания можно будет перейти на чтение молитв на церковнославянском языке. Современные технологии позволяют использовать интернет ресурс во славу Божию. Есть много аудио и видеоматериалов, где священниками и монахами начитаны молитвы. И по благословению батюшки, для начинающих можно воспользоваться этой информацией. Например, утренние молитвы можно начинать вместе с монахами Оптиной пустыни. Это поможет начинающим христианам приобщиться к духу святыни и проникнуться словами молитв, ибо «в начале было слово и слово было – Бог».

Главные утренние молитвы

Утреннее молитвенное правило содержит главные молитвы, с которых начинается утро православного христианина. Духовные отцы, прославленные в лике святых оставили большое наследие о том, как нужно молиться, на что обращать внимание. Практические наставления по чтению утренних молитв, помогают человеку не допускать ошибок. Потому что ошибки охлаждают желание человека делать духовные упражнения. То есть важно учесть и время, затрачиваемое на утренние молитвы, и нагрузки в течении дня, и рабочий график, чтобы молитвы не стали обязаловкой, а стали потребностью для души.

Только тогда можно духовно преуспеть, укрепиться в вере, чувствовать присутствие Бога в своей жизни постоянно. А значит потихоньку приобретать опыт духовной жизни и понимать спасительную необходимость чтения утренних молитв. Поэтому соразмерив свои силы, возможности важно правильно начинать утреннее правило и найти время для общения с Богом. Не нужно искать идеальных условий, тогда их точно не будет. Важно только, чтобы вы не отвлекались и вас не отвлекали во время чтения молитвы. Такая молитва не угодна Богу, и так молиться нельзя. Как правило, искушений долго ждать не надо.

Только вы настроились на общение с Господом – начинаются «срочные» звонки, просьбы и прочее. Впоследствии, выяснится, что всё это могло подождать. Это свидетельство большинства начинающих христиан. Поставьте телефон на беззвучный режим, предупредите своих домашних, чтобы не беспокоили вас 20-30 минут. Со временем утреннее молитвенное правило можно будет изменить. Например, есть молитвенное правило преподобного отца Серафима Саровского, которое на первый взгляд облегчает утреннее правило, потому что традиционное правило содержит 27 молитв. А в правило преподобного отца Серафима включены три главные утренние молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дева радуйся» и «Символ веры».

Важно соблюдать это правило по наставлению преподобного, а не просто прочитать каждую молитву по три раза. На самом деле эти молитвы только часть непрерывной молитвы всего дня. После прочтения главных молитв, далее в течении утра молящийся читает Иисусову молитву или «Господи, помилуй», после обеда – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». Поэтому правило преподобного Серафима Саровского для начинающих христиан будет им не по силам.

Таже начни сице

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Молитва ко Пресвятой Тро́ице

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; яко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твое́го и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий[2], Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

[1] В 438 году в Константинополе было землетрясение. Во время покаянного молебна одному молящемуся мальчику раскрылось небо, и он услышал, как ангелы поют Трисвятую песнь. Народ стал повторять эти слова, добавляя Помилуй нас!, и землетрясение прекратилось.
[2] Крепкий – Всесильный.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в[1]. Ами́нь.

[1] Ныне и присно и во веки веков – ныне, и всегда, и в бесконечные веки. Ныне и присно относятся к нашему миру, а во веки веков – к вечности.

Тропари Тро́ичные

Воста́вше от сна, припа́даем Ти[2], Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м[3] Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею[4] поми́луй нас.

[1] Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице.
[2] Припадаем Ти – припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам).
[3] Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:2-3). (Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств).
[4] Богородицею – по молитвам Богородицы.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. От одра́ и сна воздви́гл мя еси́[1], Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя[2], Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Воздви́гл мя еси́ – поднял меня.
[2] Во е́же пе́ти Тя – чтобы воспевать Тебя.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Внеза́пно Судия́ прии́дет[1], и коего́ждо дея́ния обнажа́тся[2], но стра́хом зове́м (3) в полу́нощи[3]: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Внеза́пно Судия́ прии́дет – внезапно придет Господь судить каждого из нас (наша смерть), и все человечество (Страшный Суд). См. Мк.13:36 и др.
[2] Коего́ждо дея́ния обнажа́тся – дела каждого (человека) откроются (См. 1Кор.3:13).
[3]Но стра́хом зове́м в полу́нощи – но со страхом, в страхе зовем в ночи греховной.
Полночь – время полуночных молитв. Кроме того, полночь здесь употребляется, возможно, и как образ внезапности пришествия Судии (см. притчу о 10 девах (Мф.25:1-13), где жених приходит также в полночь, а также Песн.5:2-7).

Го́споди, поми́луй (12 раз).

Молитва мытаря

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Тропарь Кресту Господню

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы верным над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго[2] Бо́га Отца́, Вседержи́теля[3], Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым[4].

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго[5], И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век[6][7], Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна[8], единосу́щна Отцу́[9], И́мже вся бы́ша[10].

Нас ра́ди челове́к[11] и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с[12] и воплоти́вшагося[13] от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы[14] и вочелове́чшася[15].

Распя́таго же за ны[16] при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша[17], и погребе́нна.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием[18].

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́[19].

И па́ки гряду́щаго[20] со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́[21].

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго[22], И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки[23].

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние[24] во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю[25] воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка[26]. Ами́нь.

[1] Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений.
[2] Единаго – одного единственного; (ср. Ин.17:3): Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
[3] Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; (ср. Откр.1:8): Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
[4] Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – (см. Кол.1:16): Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…
[5] Единороднаго – (ср. Ин.3:16): Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
[6] Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец.
[7] Света от Света – (ср. 1Ин.1:5): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
[8] Рожденна, несотворенна – (ср. Евр.5:5): Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя1Ин.5:1
): Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е. Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него.
[9] Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. (Ин.10:30): Я и Отец – одноИн.14:11): Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.
[10] Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; (ср. Ин.1:3): Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть.
[11] Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности.
[12] Сшедшего с небес – (см. Ин.3:13): Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесахИн.6:38): Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
[13] Воплотившагося – см. (Ин.1:14): И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.
[14] От Духа Свята и Марии Девы – см. (Лк.1:30-31, 35): И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
[15] Вочеловечшася – т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. (Флп.2:6-7): Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.
[16] Распятого же за ны – распятого за нас.
[17] Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.
[18] По Писанием – (ср. 1Кор.15:3-4): Я (т.е. ап. Павел) первоначально преподал вам… что Христос… воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: (Пс.15:10): Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. (Ион.2:1): И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (В Новом Завете на это место ссылается Сам ГосподьМф.12:40).
[19] Седяща одесную Отца – (ср. Мф.26:64): …отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. (Пс.109:1): Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т.е. справа)царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу.
[20] Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. (Мф.16:27): ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам егоДеян.1:10-11): И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся о вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
[21] Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т.е. Царство Небесное, будет вечным.
[22] Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. (Ин.15:26): Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.
[23] Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого) Которому поклоняемся и Которого прославляем наравне с Отцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. (Мф.28:19): Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа1Ин.5:7): Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино2Пет.1:21): Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
[24] Едино крещение – одно единственное крещение; (ср. Еф.4:5): один Господь, одна вера, одно крещение.
[25] Чаю – ожидаю, надеюсь.
[26] Жизни будущаго века – будущей жизни (вечной), Царствия Небесного; (ср. 1Ин.5:11): …Бог даровал нам жизнь вечную, и ся жизнь в Сыне Его.

Молитва святаго Макария Великаго

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю, но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́; да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва святого Василия Великого

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти[1], в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй[2], сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый[3], Безнача́льный[4] и Присносу́щный[5] Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние[6][7] в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще[8], от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м[9], и оста́ви[10] нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением[11], или неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем[12] и тре́звенною мы́слию[13] всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́[14], ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне[15] Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже[16] со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо[17] отда́ти по дело́м его; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем[18], иде́же пра́зднующих[19] глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную[20]. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая[21], и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Боже сил и всякия плоти – Бог Бесплотных Небесных сил и всего наделенного плотью творения.
[2] В вышних живый и на смиренная призираяй – пребывающий (в Своей полноте) в Вышнем (Небесном) мире и милостиво взирающий на (все) земное, дольнее.
[3] Сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый – наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы и провидящий (знающий наперед) тайны человеческие.
[4] Безначальный – не имеющий начала Своему существованию.
[5] Присносущный – Вечный (всегда Существующий).
[6] У Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние – (Свет), у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет затененного места на Своем пути (освещая, озаряя все). Ср. (Иак.1:17): Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (т.е светил), у Которого нет изменения и ни тени перемены. По церк.-слав.: Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень. Ср. также (1Ин.1:5): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
[7] Яже – которые (т.е. наши моления).
[8] На множество Твоих щедрот дерзающе – надеясь на Твое многое сострадание, милосердие.
[9] От скверных к Тебе устен творим – (которые, т.е. моления) возносим к Тебе (нашими) нечистыми устами.
[10] Остави – прости.
[11] Ведением – сознательно.
[12] Бодренным сердцем – букв. с бодрствующим сердцем, т.е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия. Ср. (Откр.3:20): Се, стою у двери (т.е. у двери сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, а также (Мк.13:37): А что вам (апостолам) говорю, говорю всем: бодрствуйте.
[13] Трезвенною мыслию – мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (т.е. обману), прелести.
[14] Всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́ – провести (пройти) всю (греховную) ночь нынешней (земной) жизни.
[15] Явленнаго дне – славного дня (т.е. времени Второго Пришествия); день – в противоположность ночи здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.
[16] В оньже – в который (день).
[17] Комуждо – каждому.
[18] Да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем – в греческом оригинале молитвы: ...в делание обрящемся, и готови в радость… В этом случае перевод указанного фрагмента следующий: да будем найдены (Господом) не лежащими и сонными, но бодрствующими, и (букв. поднявшимися в делании заповедей Его) усердно исполняющими заповеди Его, и готовыми (подготовленными) войти с Ним в радость и божественный чертог славы Его. Ср. (Мф.24:42): Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Рим.13:11-12): Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. (Еф.5:14): Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ср. также тропарь 8-го гласа из Полунощницы (кроме этого он поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы): Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…
[19] Идеже празднующих – где торжествующих.
[20] Неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную – невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица.
[21] Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая – ибо Ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий; (ср. Ин.1:9): Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

Молитва того же святого

Тя благослови́м[1], вы́шний[2] Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́[3], пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея[4], и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти[5]. Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно[6], и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́[7], во е́же славосло́вити держа́ву Твою́[8]. Те́мже[9] мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́[10], и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви[11]: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твоего́ хвале́ния[12], я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́[13], во всех, и от всех[14] сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Благословим – воссылаем хвалу, славословим.
[2] Вышний – находящийся превыше всего.
[3] Вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа – великие и непостижимые, славные и вызывающие изумление (трепет, страх) дела, которым нет числа.
[4] Во упокоение немощи нашея – для отдыха, необходимого из-за нашей телесной немощи.
[5] Ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти – (и для) расслабления, облегчения от трудов (т.е. страданий, болезней) многострадальной, многоболезненной плоти.
[6] Но человеколю́бствовал еси́ обы́чно – но явил обычное (Твое) человеколюбие.
[7] В неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси – во сне, словно бессознательном состоянии, лежащих поднял, пробудил нас.
[8] Во е́же славосло́вити держа́ву Твою – чтобы мы прославляли Твое владычество (силу, могущество).
[9] Темже – поэтому.
[10] Очеса – очи. О чистоте очей наших говорит Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф.6:22-23).
[11] Ум наш от тяжкаго сна лености возстави – восстанови (верни в изначальное состояние) наш ум, находящийся во сне греховных мирских помышлений, ленящийся восходить к Богу и отгонять лукавые помыслы.
[12] Исполни я Твоего хваления – наполни их хвалами, Тебе возносимыми. Ср. с тем, что от лица всех верующих по Причащении поет хор (при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник): Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою…
[13] Я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе – да сможем мы с непоколебимой (ничем, никакими искушениями) верой приносить Тебе хвалебное пение и исповедывать Тебя (нашим Богом).
[14] Во всех и от всех – во всем творении и всеми созданиями (славимому).

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Многоми́лостиве и Всеми́лостиве[1] Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́[2], я́ко да спасе́ши[3] всех. И па́ки[4], Спа́се, спаси́ мя по благодати, молю́ Тя; а́ще бо[5] от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че[6]. Ей[7], мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́[8], о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую[9], спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя[10]. Но та ве́ра моя́ да довле́ет[11] вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника[12] сла́вы Твоея́ ве́чныя. Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве[13], е́же отто́ргнути мя[14] от Твоея́ руки́ и огра́ды[15][16]: Ты бо еси́ Бог мой от чре́ва ма́тере моея́. Сподо́би мя, Го́споди, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже[17] возлюби́х иногда́[18] той са́мый грех; и па́ки порабо́тати Тебе́ без ле́ности то́щно[19], я́коже порабо́тах пре́жде сатане́ льсти́вому[20]. Наипа́че же[21] порабо́таю Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни живота́[22] моего́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Многомилостиве и Всемилостиве – (Ты), исполненный многой и совершенной милости.
[2] Сшел и воплотился еси – сошел (с Небес) и воспринял плоть человеческую. (См. пояснения 12 и 13 к Символу веры).
[3] Яко да спасеши – чтобы спасти.
[4] Паки – снова (вновь).
[5] Аще бо – ибо если.
[6] Несть се благодать и дар, но долг паче – (то) это не благодать и дар, но более долг (т.е. то, что должным образом причитается как награда за дела).
[7] Ей – да, истинно.
[8] Веруяй бо в Мя, рекл еси – ибо верующий в Меня, – сказал Ты (Христе) (см. (Ин.6:47): Верующий в Меня имеет жизнь вечную).
[9] А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую – итак, если вера в Тебя спасает отчаявшихся (потерявших всякую надежду), то вот, я верую (и прошу).
[10] Не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя – ибо не найдешь никаких дел, оправдывающих меня.
[11] Да довлеет – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.
[12] Та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника – но да даст она ответ (за меня), да оправдает меня, да соделает меня участником.
[13] Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве – итак, да не завладеет мною сатана и не будет (этим) хвалиться, о, Слово (Божие).
[14] Еже отторгнути мя – что я отторгнут.
[15] Ограды – защиты (ограждения).
[16] Или́ не хощу́… предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х – но если и не хочу, то поспеши и опереди меня, иначе я вскоре погибну.
[17] Якоже – так же, как.
[18] Иногда – некогда, однажды.
[19] Тощно – прилежно, с усердием.
[20] Льстивому – лживому, коварному.
[21] Наипаче же – но особенно (но более всего).
[22] Живота – жизни.

Молитва ко Ангелу-хранителю

Святый Ангел, поставленный блюсти мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержанность мою. Не дай возможности злому демону подчинить меня себе посредством этого смертного тела[26]. Возьми крепко несчастную и опустившуюся мою руку[27] и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела! Прости мне всё, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день. И сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом; и молись за меня ко Господу, чтобы Он утвердил меня в страхе Своём и соделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отгони от меня, ничтожного и несчастного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и все скверные, лукавые и хульные помышления от несчастного моего сердца и от помраченного ума моего, и погаси пламень страстей моих, ибо я нищ и слаб. Избавь меня от многих губительных воспоминаний и намерений, и освободи от всякого злого воздействия. Ибо Ты благословенна от всех родов, и Твоё пречестное имя славится во веки веков. Аминь.

Молитва оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Молитва о здравии и о спасении живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), супруга (имя), детей (имена), родителей моих (имена), родственников, начальников, благодетелей, и всех ближних моих, и друзей (имена их), и всех православных христиан. Подай им Твои земные и небесные блага, и не лиши их милостей Твоих, посети их, укрепи, и силою Твоею даруй им здравие и спасение души: ибо Ты Благой и Человеколюбивый. Аминь.

Молитвы об усопших

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, родственников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им все их грехи, вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное.

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих: праотцов, отцов и братьев наших, там где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная.

Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Посещение храма

В храм идите с соответствующим душевным настроем. Поутру умойтесь, приведите себя в надлежащий вид, прочтите небольшую молитву, восславив начало нового дня. Лучше откажитесь от завтрака, естественное исключение составляют грудные дети, больные и немощные люди. Оденьтесь скромно – у женщин это должно быть платье или юбка не выше колена, на голове – платок или шарф. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает.

Придя в храм, вошедший должен трижды перекреститься и совершить поклон. До начала литургии, если позволяет время, у вас есть возможность поставить свечи иконам. Начало литургии оповещается прочтением утренних молитв. Заранее вы можете прийти в церковь и спросить, в котором часу начинается литургия.

Стоит учесть еще некие правила, которых желательно придерживаться:

  • «Господи помилуй» читают трижды подряд во славу Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, для Божьего благословения такую фразу произносят ежечасно по 12 раз, а освящения всей жизни читающего – 40 раз;
  • при чтении псалмов не крестятся;
  • не совершаются земные поклоны в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение
  • не забывайте, что молитвы читаются не только утром, но есть и определенный свод вечерних молитв.

Но если вы вдруг забудете об этом случайно – не корите себя. Преступлением это не считается.

Пусть ваш жизненный путь будет светел, и храни вас Господь!

Источники


  • https://strana-sovetov.com/molitvy/17043-utrennie-molitvy.html
  • https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/m-slov/001.html
  • https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utrennie.html
  • http://mymolitva.ru/utrennie-molitvy/utrennie-molitvy-na-russkom-yazyke/
  • https://omolitvah.ru/molitvy/utrennie-molitvy-na-russkom-yazyke/
  • https://www.akafistnik.ru/molitvoslov/molitvy/molitvy-utrennie/
  • https://bogolub.info/utrennie-dlya-nachinayushhix/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака