Мшелоимство,лихоимство и мздоимство в православии: толкование и значение

Толкование мшелоимства

Что такое мшелоимство, как перевести слово на современный русский язык? Толкуют это слово двояко:

  • корысть;
  • имущество.

В современном понимании это слово обозначает корыстолюбие, страсть к приобретению вещей. Причем эти вещи могут и не пригодиться мшелоимцу, но он их все равно приобретает.

Есть еще одно толкование этого старинного слова, и оно связано с мхом — замшелость. Это значит, что человек собирает старые ненужные никому вещи, которые уже замшели — мхом и грязью поросли. У некоторых людей может быть забита вся квартира этими ненужными вещами.

Мшелоимец собирает ненужные вещи ради самого процесса собирательства: его увлекает действие, а не результат.

Есть такие люди, которые наполняют закрома (подвалы, чердаки, кладовки) продуктами питания «на черный день,», который не наступает. Продукты просто пропадают, не приносят никому пользу.

Все о нем

Лет десять тому назад читал я историю о простой семье из глубинки. Всё обычно и стандартно до банальности: двухкомнатная хрущевка, молодые супруги, живущие в ней «колхозом» с родителями мужа, незатейливые перипетии внутриквартирных отношений. Помнится, молодую жену немало удивляли странные замашки старшего поколения – для семьи фактически не существовало мусора. Все отслужившие своё вещи складывались и хранились. В пакетах, коробках, свёртках. В квартире и на балконе. Не создавая препятствий или, напротив, мешая жильцам.

Так, например, в один из дней, прибираясь в квартире, девушка нашла коробку с надписью «тряпки разные 1975 г.». Кульминацией истории стал старый советский холодильник «ЗиЛ», который притащил домой свёкр, мотивируя свой поступок тем, что «в хозяйстве пригодится». Поскольку габаритный агрегат занял в и без того тесной квартире последние остатки свободного места, то его появление спровоцировало не абы какой конфликт поколений. Рачительный хозяин был вынужден избавиться от холодильника. Но, снеся громоздкий предмет бытовой техники на помойку, старик таки не удержался и дверь от холодильника всё же забрал домой. А что? Дверь же места много не займет.

Итак, знакомьтесь. Это и есть – оно. Мшелоимство. Изображённое, конечно, в несколько карикатурном виде, однако, оно самое и есть. А если без гротеска, то мшелоимство – это вещелюбие во всех возможных проявлениях. Мшелоимцем был, к примеру, гоголевский Плюшкин. Мшелоимец может жить по соседству, бережно складировать на даче или в гараже ненужный хлам от продавленного дивана, помнящего похороны Сталина и отставку Хрущёва, до ржавых болтов в не менее ржавой банке от индийского кофе. Мшелоимца можно увидеть в друге давно забытого детства, самозабвенно коллекционировавшем сигаретные пачки или банки из-под пива, а также в коллеге по работе, для которой главные жизненные проблемы – маленький шкаф и нечего надеть.

Молодежь, одержимая шоппингом и бизнесс-леди из дома через дорогу, покупающая тридцать седьмую пару туфель на каблуке, чтобы один раз их надеть, а потом долго хранить в отдельной ячейке комнаты-шкафа, чаще всего даже не слышали этого слова. А между тем, это тоже мшелоимство.

Разновидности греха

Самая простая и относительно безобидная церковью определяется как мздоимство. В этом варианте грешник берет взятки вещами (классические пример — «борзые щенки»). Дальше идет коллекционирование подарков, причем они хранятся, даже если абсолютно не нужны. Человек начинает даже клянчить или вымогать сувениры у дарителей, пусть даже и получит какую-нибудь откровенную ерунду. Однако самый тяжелый вариант, когда мшелоимство — это тупое собирательство всего подряд, стаскивание в дом и хранение в нем всего, до чего человек может дотянуться. В советские времена такое поведение носило название «синдром Плюшкина».

Изначально мшелоимство — грех, который ставился в вину монахам, собиравшим в кельях вещи, никак не соответствовавшие монастырскому уставу. Особенно это касалось объектов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода. Однако с тех пор понятие мшелоимства несколько развилось и получило новые толкования.

Грехи в православии

Слово мшелоимство встречается в вечерней молитве, которую необходимо ежедневно читать перед сном. Это слово обозначает страсть к приобретению вещей, которыми вряд ли удастся воспользоваться в повседневной жизни. Что-то типа Плюшкина и Коробочки в гоголевских «Мертвых душах».

Однако этот грех (страсть) не так безобиден как кажется. Отцы церкви сравнивают его с сребролюбием, которое приводит к духовной смерти. Потому что страсть к приобретению вещей приводит к другой страсти — лихоимству, стяжательству, скверноприбытчеству. Одержимый вещизмом человек будет искать финансовые средства для утоления своей порочной страсти, но утолить до конца ее не сможет. Потому что радость от удовлетворения греховных прихотей ненасытна и длится недолго, и человеку вновь необходимо что-то приобретать.

Мало того что мшелоимство отвлекает православного верующего от размышлений о Боге, так оно еще приводит на неправедный путь и может полностью увести от веры. Сердце человека прельстили земные богатства, вещи, деньги. Его сердце больше не принадлежит Богу, оно принадлежит Маммоне. Бог Маммон был свергнут с престола жертвой Иисуса Христа, но в сердцах некоторых верующих он продолжает жить. Потому что они воскрешают его своими неправедными мыслями и желаниями.

В вечернем молитвенном правиле не зря упомянут этот грех, в котором следует каяться верующему. Потому что нераскаянный грех укореняется в сознании человека и приводит к еще большему грехопадению.

Эта молитва изначально была составлена для монахов, которые в прежние времена любили окружать себя роскошными предметами, не имеющими употребления в повседневности. Именно искоренению этой пагубной страсти и посвящается раскаяние в мшелоимстве. Почему монахи впадали в эту прелесть? Потому что многие из них имели дворянские корни, привыкли жить в роскоши.

О пагубности мшелоимства

Преп. Максим Исповедник:

«чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога».

Старец Паисий Святогорец так объясняет пагубность пристрастия к вещам:

«Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше — хотеть книгу или вожделевать Христа»?:

«Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, — употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

Иеромонах Серафим (Калугин):

«Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока.

Скверноприбытчество

Скверноприбытчество – «скверное приобретение», преступная нажива, получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Это понятие включает в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (Православный катехизис).

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

  • накрутка весов;
  • ложный перевес;
  • заработок на алкоголе, сигаретах, азартных играх, порнографии;
  • подделка документов или использование их;
  • приобретение краденых вещей;
  • тунеядство (получение зарплаты за фиктивную должность).

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

  • вымогательство;
  • взяточничество;
  • бессмысленное накопительство;
  • складирование ненужных вещей.

    Православная церковь осуждает взяточничество

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

  • незаконное использование чужого труда;
  • заработок на чужой беде;
  • одалживание денег под проценты;
  • изнуряющий бесплатный или малооплачиваемый труд.

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

От вещизма к мздоимству

В современном мире к мшелоимству относится шопоголизм, который на первый взгляд кажется совершенно безобидным. Однако для шопоголиков покупки в супермаркетах становятся смыслом жизни. Они следят за акциями и распродажами, черными пятницами и скидками — этому посвящают всё свое свободное время. Некоторые шопоголики летают в другие страны, регулярно оплачивая шоп-туры. Одержимые страстью к покупкам женщины приобретают огромное количество обновок, которые не в состоянии надеть даже один раз. Но остановить их от шопинга невозможно.

Стоит только одному греху укорениться в душе человека, как за ним подтягиваются другие. Мздоимство — это получение денежных средств с целью подкупа или откровенной взятки. Мздоимство относят к разновидности мшелоимства, потому что человек со временем привыкает к подаркам и впадает в зависимость от вещей. Он ими любуется, наслаждается и требует регулярного пополнения.

Если подарки не дарят добровольно, человек может склониться к вымогательству или выпрашиванию. Коллекционирование различных вещей придает человеку особый статус и вес в обществе: он гордится ими, демонстрирует своим друзьям и наслаждается их восхищением.

К мшелоимству относится и страсть к коллекционированию. Человек может купить за большие деньги экспонаты или предметы антиквариата, которые никто не увидит. Часто их прячут в сейф, чтобы не своровали. Зачем покупать то, что не приносит пользы, человек ответить не может.

Как бороться с грехами мздоимства и лихоимства?

Справиться с грехами лихоимства и мздоимства будет очень сложно, но легкого пути к спасению не бывает никогда. Чтобы побороть греховные привычки, придется очень много работать над собой, а поможет в этом следующее:

  • осознание того, что человек невечный и материальные блага не заберет с собой;
  • мысленно поставить себя на место обманутого человека, представив, как он себя чувствует и, как бы чувствовал себя корыстолюбец на его месте;
  • усиленная молитва и милостыня;
  • постоянное раздумывание над своими поступками и искреннее покаяние.

Да, человеку, привыкшему получать максимум, хоть и обманным путем, отказаться от этого всего будет очень сложно, но приложив усилий и попросив Бога о помощи, можно медленными шагами двигаться вперед.

Даже если грех показался незначительным, думать, что все хорошо не стоит, поскольку он постепенно будет пускать корни в душе и укрепляться. Чем дольше не обращать внимание на грех, тем сложнее с ним будет бороться, поэтому лучше искоренять плохое, как только оно начало проявляться.

Да, избавиться от греховных привычек очень сложно, но проявив сильную волю и попросив помощи у Господа, возможно справиться со всеми трудностями.

Глубокие корни рабства

Однако так ли это всё плохо? На самом деле не так. Все хуже. У мшелоимства глубокие духовные корни и то безобразие души, о котором свидетельствует мшелоимство, является результатом не столь личных грехов человека, сколь грехопадения в целом. Вещизм проистекает именно отсюда – из человеческого желания владеть.

Изначально человек был создан как царь творения. Бог дал человеку власть «обладать землёю и владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27 – 28). Однако эта власть не имела ничего общего с владением. Мир – Божественный дар человеку, а не его собственность. Человек не просто высшее Божье творение, он взят Богом в сотворцы. Конечное исполнение творческого Божьего замысла о мире было возложено на человека. В этой и только в этой связи можно рассматривать царственную власть человека над творением. Власть благодетеля, призванного исполнить высшее назначение творения.

В этой же связи, говоря о грехопадении человека, мы говорим о его отказе от дара царственности, от призвания быть благодетелем творения и сотворцом Богу. Отказе в пользу владения и пользования творением ради получения жизненных благ. Отказе, обернувшемся для человека порабощением, поскольку любой, кто страстно желает владеть, неизбежно становится рабом как собственного желания, так и объекта владения.

Отсюда всякий мшелоимец – раб желания владеть, раб вещей, часто являющихся уже даже не непосредственными Божьими творениями, а всего лишь произведением человеческих рук, раб собственной привязанности к вещам, иногда граничащей, а нередко и перерастающей в патологическую зависимость.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Различия между мздоимством и лихоимством

Чем отличаются понятие лихоимство и мздоимство? Эти понятия синонимичны, но между ними можно найти серьёзную разницу. Для того чтобы ее обнаружить, достаточно посмотреть на начала каждого слова:

  • «мзда» — это плата лицу на определённой должности для его работы или получения от него неких благ;
  • «лихо» — это страстное желание обмануть кого-либо или нажиться на чужом горе.

Принципиальная разница этих понятий — моральное поведение человека. Если в первом случае плата дается за совершение определенных услуг, то это простая жадность. А вот второе понятие подразумевает отсутствие у человека всякой любви и сострадания к несчастному, есть лишь желание поживиться на его несчастье. Тут отсутствуют всякие христианские и моральные качества.

Если первый поступок нарушает 10 заповедей Ветхого Завета, то второй нивелирует главные заповеди, которые дал Христос: любить Господа и ближнего. Несмотря на то, что лихоимство кажется более серьезным проступком, не следует позволять и давать/брать взятки, поскольку это лишь распаляет жадность.

Важно! Любой грех, даже если он кажется маленьким, имеет свойство укреплять корни в душе и расти. Следует бороться со своими страстями и похотями, просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от этого греха.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство — это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения — это пренебрежение Господними указаниями. Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное — человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу. Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.

Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать». Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.

В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:

  • любостяжание,
  • взимание лихвы,
  • взятка (взятничество),
  • вымогательство.

Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:

  • выигрыш в любую азартную игру, даже лотерею,
  • выдача кредитов под проценты (то, чем сейчас занимаются финансовые организации и частные конторы),
  • приобретение (покупка) ранее украденной вещи или же полученной в обладание нечестным (мошенническим) способом,
  • любые виды коммерческой перепродажи (спекуляции),
  • подделка документации и её использование,
  • тунеядство.

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство». Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:

  • вымогательство, лихоимство, хапужничество
  • жадность, алчность, любостяжание, лихоимание, рвачество.

В чем опасность мшелоимства

Почему накопительство считается грехом, если человек никому не причиняет вред? Потому что накопительство:

  • это угождение своим прихотям;
  • отвлекает от размышлений о Боге;
  • создает культ вещей.

Тут перечислено сразу 3 опасности для души православного верующего. Во-первых, угождение своим прихотям уводит от веры в мирскую суету. Во-вторых, отвлекает от веры в Бога. В-третьих, создает идола для поклонения.

Также мшелоимство превращает жилое помещение в своеобразный музей с выставочными экспонатами, ведь для бытового использования эти вещи не пригодны или не применяются.

Но особенно опасно идолопоклонство. В понимании современного человека идолом является некая фигурка из камня или дерева. Но это совсем не так. Идолом может стать стиль, хобби, увлечение. Потому что идол — это то, что заменяет собой веру в живого Бога.

Порок или болезнь?

Современная медицина склонна считать, что мшелоимство — это одна из разновидностей психических заболеваний. Причем оно разделено на несколько подтипов. Один из них получил название патологического накопительства (силлогомания). Пораженные этим заболеванием люди накапливают огромное количество вещей, которыми никогда не пользуются. Причем захламление помещения доходит до того, что его обитатели не могут ни передвигаться по дому, ни вести нормальную жизнь: все пространство забито какими-то предметами. Дополнительным признаком этого ответвления патологии является бессистемное сваливание находок в кучу.

Однако это не единственная форма, которую приобретает мшелоимство. Значение этого термина несколько меняется, когда человек не собирает хлам, а покупает его. Болезненная тяга к постоянным покупкам получила в современном мире наименование «шопоголизм». В медицине такой вариант мшелоимства называется «ониомания». При ней человеку уже неважно, что, где и зачем покупать, лишь бы это делать. Зачастую покупки потом и не используются. Зато шопоголики могут говорить о них часами, при этом знают, в каких магазинах и в какое время бывают распродажи, а сами периодически удивляются, зачем они купили какую-то безделушку.

Понятно, мшелоимство — это не воровство, не убийство, не прелюбодеяние… Однако жить с человеком, отягощенным таким грехом, и некомфортно, и неспокойно, и очень накладно. Так что если вас тянет бессмысленно потратить деньги или притащить домой что-нибудь, без чего вы вполне можете обойтись, задумайтесь: хотите ли вы стать мшелоимцем? Как и от любой зависимости, от этой потом будет трудно избавиться.

Как избавиться от мшелоимства

Есть только один путь избавления от греховной страсти — искреннее покаяние на исповеди и твердое решение изменить жизнь. Чтобы побороть грех, нужно взращивать в себе добродетели:

  • равнодушие к роскоши;
  • щедрость и милосердие;
  • бескорыстие;
  • отказ от накопительства.

В приоритете должна быть духовная составляющая жизни, а не материальная. Нужно заботиться о взращивании духовных плодов, а не о приумножении тленных вещей. Ведь ради умножения тлена человек теряет свою вечную душу, поддаваясь соблазну греха.

Верующий должен легко расставаться с вещами, если они ему не нужны. Эти вещи следует отдать тем, кто в них нуждается. Неплохо завести привычку проводить ревизию в закромах, во время которой можно внезапно обнаружить продукты и ненужные вещи.

Не каждый способен отдать последнюю рубашку нуждающемуся, но поделиться тем, что лежит мертвым грузом на полке шкафа, вполне реально. Просто задумайтесь о том, что кто-то действительно нуждается в одежде или питании.

Чтобы не впасть в новый соблазн после исповеди в церкви, нужно каждый вечер каяться в своих грехах в молитве. Только так можно содержать свою душу в чистоте. Важно понять, что вещи должны служить человеку, а не человек вещам.

Вечерняя молитва:

Исповедай грех свой

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Сказать себе нет

 

А выход из рабства всегда один – освобождение. В нашем случае от вещизма. От стяжательства, накопительства, скопидомства. От скупости, боязни расстаться с вещью, нездоровой привязанности, зависимости от вещей.

Большое значение имеет умение сказать себе «нет». Даже при полном его отсутствии выработать это умение не так уж и трудно. Конечно, для его выработки нужны желание и воля, но где в жизни они не нужны? Каждому из нас, ни раз и ни два, приходилось пересиливать себя и этот опыт есть у каждого. Единственное, что требуется в данной ситуации, – научиться пользоваться этим опытом не по воле обстоятельств, а по собственному желанию.

Не стоит забывать и о щедрости. Человеку вообще важно уметь легко расставаться с вещами, не скорбеть об утраченном, уметь жертвовать даже необходимым. Не тем ли паче христианину? Ведь сколько явно ненужных вещей окружают нас. Сколько их на наших чердаках, в дальних углах шкафов, в легкодоступных местах и на виду. Некоторые из них пылятся годами, что-то мы время от времени берём в руки или переставляем с места на место, а кое-чем и пользуемся. Но все они, по сути, нам не нужны.

У каждого своя история, но это история ненормальности, у каждого свои мотивы, но патология одна на всех.

Нелишним будет вспомнить и о хламе. У многих из нас полным-полно вещей и предметов, которым место на свалке. Но кому-то этот хлам о ком-то или чём-то напоминает, кто-то живёт в твёрдом убеждении, что всё в хозяйстве пригодится, а кто-то просто никак не забудет времена дефицита. У каждого своя история, но это история ненормальности, у каждого свои мотивы, но патология одна на всех. И, сколь бы это не казалось нелепым или смешным, но в этой конкретной ситуации недуг души лечится при помощи мешка для мусора и похода на помойку.

Впрочем, учитывая, что грех, имеющий не самое простое название, сегодня оказывается одним из самых распространённых и актуальных, причём как среди неверующих, так и в среде церковных людей, удивляться последнему факту вряд ли имеет смысл. Куда важнее ясно понимать, что именно мы читаем в молитве каждый вечер и как сделать так, чтобы наше ежедневное покаяние, в том числе и в грехе мшелоимства, выражалось не только на словах.

Источники


  • https://TayniyMir.com/samorazvitie/msheloimstvo.html
  • https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71557-tryapki-raznyje-1975-g-ili-msheloimstvo-v-kazhdom-iz-nas
  • https://nlo-mir.ru/religia/43477-znakomtes-msheloimstvo.html
  • https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-msheloimstvo.html
  • https://omolitvah.ru/eto-interesno/lihoimstvo-i-mzdoimstvo-chto-eto-za-grehi/
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-lihoimstva-i-mzdoimstva-i-borba-s-nim.html
  • https://verovat.com/grehi/msheloimstvo.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: