Молитва Ефрема Сирина: полный текст и другие обращения к преподобному

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Путь к новой жизни: покаяние

Рожденный в православной христианской семье, Ефрем был воспитан в любви к Богу. Родители его вели праведную жизнь и старались привить это сыну. Но когда мальчик подрос, он не стал жить по правилам родителей. Юноша Ефрем не отличался смирением и богобоязненностью, часто совершал дурные поступки и позже сам это признавал.

Ефрем был груб с соседями и незнакомыми людьми, часто незаслуженно оскорблял их и унижал словесно. Пользуясь своей силой, он мог обидеть слабого физически. Парень вел порочную жизнь и не вспоминал о Боге.

Результатом непутевой жизни были различные трудные ситуации, из которых постоянно приходилось выбираться. Однажды он попал в ситуацию чрезвычайно трудную и сложную он не мог найти выход. Его бросили в темницу за преступление, которое он не совершал.

Во сне он услышал голос, предлагающий ему здраво посмотреть на свою жизнь и поступки, переоценить поведение и отношение к людям и Богу. Ему было предложено поставить себя в положение обиженных им людей и почувствовать, что они пережили.

Ефрем Сирин послушал голос и стал размышлять о своей жизни. У него был пример родителей, живущих праведно, с верой в сердце. Никто из обиженных соседей ни разу не пожелал ему зла, только призывал к разуму. Результатом размышлений стало глубокое покаяние. Он обратился с прошением о прощении к Богу и искренне раскаялся в содеянном. После этого, наутро был найден настоящий виновник преступления, Ефрема оправдали и отпустили.

Осознав неправильность своего поведения и грешность жизни, он стал отшельником. Ефрем Сирийский всю оставшуюся жизнь оплакивал свои грехи и молил Господа о прощении. За старания и самопожертвование, его прозвали «учитель сокрушения».

За верность Господу, праведные поступки и многочисленные тексты молитв и проповедей, учителю сокрушения предлагали церковный чин, но он отказался, решил, что недостоин его и продолжил жить отшельником.

Церковнославянский текст, читается дома

Версия молитвы на древнеславянском языке также приносит хорошие результаты. Однако в данном случае снижается вероятность глубинного проникновения, поиска смысловой нагрузки. Без понимания молитвы будет сложно проникнуться искренностью.

Необходимо прочесть вариант текста с ударениями. Если молитва сложно дается, следует вернуться к ее прочтению на русском языке. Причем есть возможность читать онлайн текст. Его можно распечатать для собственного удобства.

Текст молитвы «Владыка живота моего великопостной»

Молитва состоит из четырех коротких текстов. В первых трех покаяние и просьбы в прощении основных земных грехов, совершаемых православными.

Последняя часть – просьба очищения души и тела от неправильных поступков:

  • празднословия;
  • любоначалия;
  • уныния;
  • праздности;
  • стяжательства.

В небольшом по объему тексте отражены все пороки человеческие. Слова молитвы наполнены просьбой о помощи обрести истинную веру и укрепиться в ней. Покаянная молитва направлена на духовное прозрение, наставление мирянина на путь истинный.

Значение святого в православии

Православная церковь называет преподобного Ефрема Сирина (Сирийского) «Лирою Святого Духа». Сохранились тексты 400 покаянных и погребальных песнопений под его авторством. Подвижник и богослов посвятил свою жизнь борьбе с ересью, оставив обширное литературное наследие, в котором дает толкование Священного Писания.

Годы его жизни и смерти приходятся на IV век от Р.Х. Псалмопевец родился в Сирии. Его родители – крестьяне, были христианами. Св. Ефрема воспитывали в труде и благочестии, но эмоционально невоздержанный юноша не умел сдержать свою натуру: был дерзок, упрям, своенравен и легкомыслен. Из-за такого поведения у него было много недоброжелателей. По клеветническому доносу он был обвинен в краже и посажен в темницу.

В тюрьме к Ефрему явилось Откровение Божье, заставившее задуматься над прошлыми поступками и раскаяться в содеянном. Молодой человек дал обещание посвятить оставшуюся жизнь призыву к верующим к покаянию. После освобождения он удалился в монастырь в Нисибинских горах. Епископ Иаков Нисибийский стал его духовным наставником.

Святитель Иаков основал при монастыре богословское училище. На основе Священного Писания ученики обучались чтению, письму. Его переписывали, переводили, на его основе сочиняли гимны. Ефрем стал лучшим учеником, а впоследствии помощником епископа (диаконом) в организации богословского «университета». Обладая необыкновенной музыкальностью, Ефрем стал сочинять псалмы для монахов.

Из-за военных действий между Персией и Римской империей святой покинул Насибин и отправился в Эдесс. Ефрем основывает такую же богословскую школу для изучения и объяснения Священного Писания. В этот период Эдесс был центром сосредоточения еретических вероучений, критиковавших догматы Учения Христа. Жители города были большими любителями музыки.

Для борьбы с ересью Ефрем Сирин стал сочинять гимны и псалмы, основанные на каноническом учении. Для их исполнения он организовал хоры при церквях. В Эдессе святой прожил десять лет, оставаясь в чине диакона. По его завещанию, был похоронен, как нищий странник.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

При произнесении такого текста присутствуют главные факторы: благодарность Богу, смирение, покаянный настрой. Данные качества должны быть присущи последователю Христа. Восхваление Сына Божьего, просьба о прощении грехов – это важные этапы подготовки к Пасхе, а потому данная молитва должна читаться во время Великого Поста, что позволит подготовить душу к празднику.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Эта молитва может выступать не только в качестве способа покаяния, но также и вместо акафиста, когда возносят Сына Господа, восхваляют его волю. Кроме того, в тексте озвучивается потребность в раскаянии во грехах, что также важно во время Рождественского поста.

История

Авторство глубокого по смыслу текста приписывают Ефрему Сирину. Учитель церкви жил в 3 веке, родом был из Сирии (отсюда его прозвище). Был очень хорошо образован, сочинения его читались уже тогда в храмах как назидание верующим. Святой оставил после себя не только толкование на Библию, но и составлял молитвы. На русский язык переведена лишь малая часть его трудов. Особое место в творчестве подвижника веры занимала духовная поэзия, из которой составлялись целые сборники духовных песен.

Об этой молитве сам Александр Пушкин написал одно из своих стихотворений. Она подкрепляла духовные силы поэта и будила в нем духовные силы. Такова сила воздействия покаяния, которое вложено в слова великим подвижником христианства.

Как и когда правильно читать

Молитва читается в среду и пятницу, в последнюю неделю перед Великим Постом. В течение 40 дней она читается ежедневно, кроме субботы и воскресенья. В Страстную неделю молитву читают в Великий понедельник, Великий вторник, Великую среду. В Рождественскую Четыредесятницу молитвенное обращение читают в будние вседневные вечерни, если иное не указано в уставе.

Священник произносит покаянные слова вслух, воздавая вверх руки. После каждого трехстишия он отвешивает земной поклон. Затем следуют слова: «Боже, очисти мя, грешнаго и помилуй мя» и 12 поясных поклонов. Вся молитва повторяется еще раз с земным поклоном в заключение. Келейно (в домашних условиях) молитва читается про себя в те же дни, что и в церкви (с земными и поясными поклонами).

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Ефрем, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 2

Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Перевод: Всегда помня о Судном часе, рыдал ты горько, Ефрем, как любитель безмолвия и деятельный в подвигах учитель, преподобный. Потому, отче всему миру известный, нерадивых ты побуждаешь к покаянию.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ефре́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва первая

О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

В ней возносится святой Ефрем и молящиеся обращаются к нему с просьбой не забывать их, посещать и наставлять, как чад своих. Поминать их в своих молитвах Иисусу Христу, Небесному царю.

Молитва третья

В ней верующие величают преподобного Ефремия, и воспевают ему хвалу. Святой показал им путь к праведной жизни. От небесного покровителя миряне отделены грехами своими. Верующие просят наставления и просить у Бога прощения для них.

Грехи, против которых помогает молитва

  • Лень, небрежение, бесцельное времяпровождение — христианам следует избегать пассивности, они должны стремиться к созиданию, духовному восхождению. А это возможно только в том случае, когда человек ясно видит цель своей жизни. Глубокий же смысл существования можно обрести только через веру, победив свой цинизм.
  • Уныние — один из самых опасных грехов, является следствием праздности. Находясь в его власти, человек перестает воспринимать все хорошее, видит вокруг только черные оттенки. Надо понимать, что это козни дьявола, который стремиться отрезать душу человека от света Божия.
  • Любоначалие — стремление к власти над другими (здесь не имеются в виду должности). Молитва «Господи и Владыко живота моего» рассматривает этапы духовного падения. Следующий шаг — желание решать свои проблемы за счет других. Более того — человеческое «Я» вытесняет Бога из всех сфер жизни. Так духовное умирание распространяется на окружающих. Человек, лишенный морального стержня смотрит на окружающих лишь как на средство достижения собственных эгоистичных устремлений.
  • Празднословие — великий дар речи многие используют безответственно. А ведь именно он роднит нас с Господом. Словом можно исцелить или уничтожить ближнего, дать ему надежду или ввергнуть в соблазн. Язык может быть как источником спасения, так и великого осуждения для человека, ведь с уст слетает то, что рождается в душе — об этом предупреждал Христос.

Положительные качества

Молитва Ефрема Сирина называет и средства, которыми можно победить все эти недостатки.

  • Целомудрие — не только плотская чистота, как думают многие. Это целостность души, которая указывает человеку его высшее предназначение.
  • Смирение — важная добродетель, которая позволяет увидеть собственные грехи. Без нее невозможно начать жить так, как хочет Бог — потому что не обладая смирением, нельзя услышать Его голос в своей душе.
  • Терпение — результат того, что человек начинает видеть самую суть вещей. Не стоит путать ее с презрением, которое возносит своего обладателя над всеми вокруг. Терпение ценит и уважает каждое Божье создание.

Вот какая глубина заложена в этой короткой молитве. И о самом опасном грехе предупреждает верующих монах, написавший слова «Господи и Владыко живота моего». Получив возможность видеть свои недостатки, человек может увидеть и грехи своих братьев. Здесь подстерегает опасность возгордиться, начать указывать окружающим на их проступки. Так верующий впадает в гордыню.

Такое «прозрение» не будет стоить ничего в глазах Творца. Ведь под маской смирения таится осуждение, от которого предостерегали многие великие отцы Церкви — это опасный духовный недуг.

Великие слова молитвы хорошо очищают душу, напоминают человеку о его греховности и о том, что цель жизни лежит за пределами видимого мира

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

Смысл заключается в том, что молящийся просит Отца Небесного избавить от таких грехов, как уныние, дух праздности, празднословия, любоначалия (превосходства во всем). Говоря «не даждь ми», человек таким способом дает понять, что он слаб духом и подвержен соблазнам. Тогда он уповает на Бога, просит уберечь от греха, дать сил противостоять ему.

Молитва Ефрема Сирина с ударениями

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.»

Когда читается

Молитва «Господи и Владыко живота моего» произносится со вторника по пятницу, вплоть до наступления среды перед Пасхой. Текст ее довольно короткий, но чтение в храме сопровождается земными и поясными поклонами. Поэтому новоначальным христианам она может показаться утомительной. Но телесное поклонение имеет целью смягчить жестокие сердца людей, а совмещение с великими словами усиливает это действие.

Источники


  • https://pravoslavnye-molitvy.ru/efrema-sirina/
  • https://molitvy.guru/molitvy/molitvy-prepodobnogo-efrema-sirina
  • https://VremyaMolitvy.ru/molitvy/velikopostnaya-molitva-svyatogo-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta-kak-pravilno-chitat-v-post-raspechatat-slushat-smotret-onlajn-besplatno/
  • https://pravoslavy.ru/molitvy/efrema-sirina
  • https://www.pravmir.ru/velikopostnaya-molitva-svyatogo-efrema-sirina/
  • https://bogolub.info/molitva-gospodi-i-vladyko-zhivota-moego/
  • https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-efrema-sirina/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: