Двунадесятые праздники: список в православии, значение и виды

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

(Синаксарь — описание праздника)

Неописуемая радость охватила всех верующих, когда найден был и опознан Крест Христов на Голгофе. Триста с лишним лет хранился он под спудом, и никому не дано было найти его. А теперь Господь удостоил сей чести царицу Елену, мать Константина Великого, прибывшую для сей цели из Константинополя в Иерусалим. Почему же Крест не был найден ранее, и почему именно теперь Господь показал его всему миру? Для ответа на эти вопросы надо сначала рассмотреть, какими знамениями сопровождалось сие радостное для всякого христианского сердца событие.

Константин Великий вел войну с Максентием, правителем западной части Римской империи, — в то время как Константин правил восточной ее частью. Уже тогда Константин терпимо относился к христианству, что было драгоценно после трехвекового гонения на него. И вот, Господь избрал Константина как орудие Свое для торжества христианства. В 312 году, 28 октября, Константин и все его войско, находясь в походе, после полудня увидели на небе крест, составленный из света, превосходящего солнечный, и на кресте надпись из звезд: “Сим победиши”. А в следующую ночь явился Константину Сам Христос и, показав ему то же знамение, велел по подобию его устроить военное знамя и дать его войскам для защиты от врагов. И Константин так и сделал. Знамя состояло из копья, пересеченного вверху перекладиной и образующего крест. На самом верху его золотой венец с тремя первыми буквами имени Христа: I. Х. и Р., а на перекладине — шелковый плат с драгоценными камнями и портретами царя и его сыновей. Невыразимое вдохновение охватило войска при виде Креста.

Вскоре Максентий был разбит и сам утонул в реке Тибр, на которой стоит Рим. Константин воздвиг тогда в Риме сей крест с надписью: “Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость”. — С тех пор Крест Христов всегда сопутствовал войскам Константина, и его силою он победил еще два раза. Тогда в благодарность Кресту царица Елена и решила ехать в Иерусалим и искать Крест Господень на Голгофе.

По преданию, иудеи по воскресении Спасителя, желая лишить Его последователей всего относящегося к Нему, зарыли в землю три креста, гвозди и дощечку с надписью. И зарыли на месте казни, как был у них обычай. И вот, когда по царскому повелению разрыли сии места, то обнаружили три креста и дощечку с надписью. Оставалось определить, который именно крест — Господень. И тогда решили положить мертвого на крест. От соприкосновения с одним из крестов он воскрес. И тогда все с великой радостью пали и поклонились Кресту Христову, а Патриарх Иерусалимский Макарий поднял Крест и благословил им народ на четыре стороны. Таков обычай воздвижения Креста, который сохранился и доселе.

Значит мы видим, что время обретения Креста Господня совпадает с моментом торжества христианства после трехвекового гонения его. Пока все христианство находилось в катакомбах, и Крест Христов был под спудом. Прежние цари явно не допустили бы торжества по случаю обретения Креста Христова, Которого они гнали. Но теперь сами цари, в лице Константина и Елены, поклоняются Кресту и Распятому на нем Царю царствующих и Господу господствующих. Теперь дощечка с надписью “Царь Иудейский” уже не есть предмет насмешек, а предмет величайшего преклонения. Так кровь мучеников соединилась с Кровью Христовой на Голгофе. Христианство, трехсотлетним мучением пройдя свою Голгофу, удостоено соединиться с Голгофою Христа. Крест Христов выстрадан был всею Церковью Его. Когда вся Церковь могла сказать: “Аз раны Его на теле моем ношу”, — тогда ей дан был символ победы — Крест. Так и каждый из нас тогда только достойно поклоняется Кресту, когда принимает страдания в мире сем безропотно, как соучастие в страданиях Христовых. В наши дни весь мир, можно сказать, распят на кресте, — со Христом. Не только воины на фронтах, но население многих стран обречено на катастрофу. И вот — в такое-то время пред нами воздвигается Крест, чтобы поддержать наш дух примером Самого Распятого на нем Бога. Да, Христос распял с Собою весь мир и сегодня, как и тогда на Голгофе. И как тогда был соблазн — “Сойди со Креста”, — кричали Ему, — так и ныне для каждого из нас есть соблазн: уйти от своего креста, оставить Одного Христа страдать за нас, — без нас. Нет, не уйдем со креста, иначе как с Самим Христом, ибо тогда, если распяты с Ним, то с Ним и воскреснем. Аминь.

Проповедь на Воздвижение Креста Господня

Когда Ева срывала запретное яблоко, казавшееся ей “вожделенным и дающим знание”, — она, конечно, не понимала, что тем самым она возводила Христа на крест, — на ДРЕВО ЖИЗНИ, заменившее собою древо смерти. Зато теперь мы, потомки Евы по плоти и родившиеся по духу от второго Адама — Христа, — можем вкушать обильные плоды Его крестного древа жизни. Адам и Ева изгнаны были из рая, чтобы они не вкусили от древа жизни и не стали жить вечно. Ибо вечно жить в том извращенном виде, в какой они пришли после грехопадения, было бы слишком жестоко, и Господь, по милосердию Своему, лишил их возможности вкусить древа жизни. Но теперь второй Адам, — Христос, — дает нам право вкусить от древа жизни. И что же? останемся ли мы вечно такими, какие мы есть? Нет, да не будет этого, как и не случилось тогда с первым Адамом. Христос вводит нас снова в рай, но только при условии, если мы возродимся, родимся свыше, изменим самую свою природу, если мы, причащаясь Христовых Таин, сделаемся подобными Ему.

Вот, с разбойником произошла моментальная перемена, и он первым вошел в рай. Вот, апостол Павел сразу из гонителя сделался Апостолом. Вот, Матфей мытарь бросил свои деньги — подати и, не думая, пошел за Христом. — А мы, — проходят долгие годы, как мы живем со Христом и не замечаем никакой перемены к лучшему. И закрадывается мысль — не напрасно ли все это, не бесплоден ли наш путь?

Нет, не напрасно, но в этом-то и есть ТАЙНА КРЕСТА. Ты должен всю жизнь свою провисеть на кресте. А когда человек на кресте, — думает ли он достичь совершенства? Конечно, нет. Он только страдает от созерцания своих страстей, кои распинаются на Кресте Христовом. Если же ты подумаешь, что уже умертвил какую-то страсть в себе, то в тот же момент как бы сходишь со креста. А с креста сходить самому нельзя: с креста снимают замертво. И снять тебя с креста может только Сам Христос. Как Его сняли Иосиф с Никодимом, обвивши плащаницею чистою и помазав ароматами, так и тебя некогда Сам Христос придет снять с креста и тоже обвяжет твои раны плащаницею, и помажет елеем милосердия, и даст тебе Самого Себя вместо гроба, Тело Свое даст нетленное вместо твоего — тленного, и введет тебя в брачный чертог, ибо тогда душа твоя уже перестанет быть невестой, — невеста она, когда на кресте, где и Жених ее, — Христос, — а там, в небесах, кончится крест, начнется вечеря брачная, вечный духовный пир, торжество во имя Агнца, закланного от создания мира.

А теперь ты страждешь с Женихом, вкушаешь жизнь от Его КРЕСТНОГО древа. Как пророк Исаия съел данный ему Ангелом свиток, и в устах его он был горек, а во чреве сладок, так и нам горек крестный плод вначале, но потом становится он сладок. — Так Израиль в пустыне нашел источник горький, но когда Моисей, по слову Господню, бросил туда частицу дерева, источник сделался сладким. Так Крест Христов и рождает горечь, и утоляет ее сладостным сознанием неизмеримой последующей славы. — Кусали змеи евреев в пустыне, а когда они смотрели на медного змия — на кресте, — укусы не вредили им. Так и наши укусы диавольских искушений утоляются зрением Христа, висящего на древе.

Итак, вот процесс новой жизни в тебе. Он — горько-сладкий; в нем одновременно печаль и радость, веселие и слезы, страдание и утешение, как и сам Крест содержит в себе два противоположных начала — позор и славу. Не жди же одной только отрады во Христе. Вкушай с благодарностью горько-сладкий плод крестный и не завидуй Еве, которая потянулась за красивым плодом и впала в обман. А мы не обманемся никогда, если будем принимать горечь жизни как залог истинной Христовой жизни. У Евы сначала сладость плода, потом горечь и позор греха; у нас — наоборот: сначала горечь крестоношения, а потом райская сладость победы над грехом во Христе. И потому Ева возвела Христа на Крест, а ты умаляешь Ему тяжесть Креста своим соучастием в Его страданиях, утешаешь Его на Кресте своим послушанием Ему.

Итак, мы, христиане, будем же и “крестьянами” — крестоносителями. Сегодня поклоняемся страстям Христовым, которые подъял Он ради нас, — и нам не подобает в присутствии Его страстей искать легкой и веселой жизни. Да, наша жизнь тяжела теперь, но не на пользу ли нам это? Авраам сказал в аду богачу: “Друг, ты в своей жизни утешался, а теперь страдаешь, а Лазарь наоборот”. — Что же, неужели мы изберем участь богача? На наших глазах гибнут не только богачи, но и целые богатые народы. Не Господь ли отнимает богатство, чтобы оно не отяготило души до ада? Ева тоже хотела обогатиться познанием добра и зла и потеряла первобытную чистоту души. Сделаем же сегодня выбор: не последуем примеру Евы, распявшей Христа, а последуем примеру Христа, спасшего и Еву Своими крестными страданиями. Предпочтем лучше страдать со Христом, чем услаждаться запретным плодом с потерявшею рай Евою. Будем лучше вкушать от крестного древа жизни, чем от древа познания добра и зла.

Христос — Солнце

(Проповедь на Рождество)

“Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в Нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды…”.

Как и где Он воссиял, — свет разума, — и что такое этот свет? И почему Христос — Солнце? В Символе Веры мы поем: “Света от Света, Бога истинна от Бога истинна”. Как свечки, зажигаясь одна от другой, имеют один и тот же свет, так и Сын от Отца, Бог от Бога — одного Существа. Как свечки равны, так и Сын равен с Отцом.

Но вот и в рождественских церковных песнях поется: “Свет от Света, Отчее Сияние”, “Сын сый Отчий и Сияние”, “Возсиял еси Христос от Девы”, “Приводя всех к Свету живоносному”… — Значит, Сын Божий и в Рождестве Своем от Девы не перестал быть Светом от Света. Значит, не в переносном смысле Он называется Солнцем, а в буквальном. Он называется “Огнь Божества”, не опаливший Девы. Иоанн Богослов говорит: “В Нем была жизнь, и жизнь была СВЕТ человеков”. И первые христиане говорили, что они ходят во свете. Как же можно видеть этот свет, если Он не сотворенный, а исходит из Самого Божества? Мы знаем, что этот свет во Христе воссиял на Фаворе в момент Его Преображения так, что три ученика закрыли лица и пали на землю, а потом рассказали о сем: “И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:2). — Но в яслях Младенец, — не сиял ли Он подобным светом? Церковные песни отвечают: “Возсиял еси Христе от Девы, разумное СОЛНЦЕ правды”. “И звезда показует Христа — СОЛНЦЕ сущим во тьме”. И про пастухов сказано, что “и слава Господня осия их”, когда явился им Ангел, и затем “и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. — Как иначе можно видеть Славу Божию, как не в виде света и Ангелов световидных? И более того, как можно видеть сей свет, и не просветиться им самому? Так несомненно и пастухи просияли сим Фаворским светом. А далее, — вот звезда привела волхвов к яслям, — и мы знаем уже, что это не была обыкновенная звезда, — тело небесное, — а явление Божественного Света, того же самого, который осиял пастухов и который несомненно просветлел и в волхвах. Итак, “Свет от Света” не только возлежал в яслях, но тот же Свет привел к яслям и пастухов, и волхвов. Лежа в яслях, Младенец-Христос, Сын Божий, оставался в недрах Отчих и продолжал управлять как Бог всем миром, и явился в образе Славы Света тем, кого восхотел сотворить первыми свидетелями Своего воплощения. “От неискусобрачныя Матери прошед, не преложение претерпев; еже бо бе пребысть, Бог Сый истинен; и еже не беприят”. “Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая” (Стихира на Господи воззвах, 25 декабря). “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей <…> воcсел одесную престола величия на высоте” (Евр 1:3).

Итак, когда является Бог Человеком, Он являет Себя в образеСвета. Так было, когда Он явился Адаму по грехопадении и поставил херувима с огненным мечом, преградившим доступ в рай. Этот огненный меч — явление того же света, но устрашающего человека. Но ныне свет сей принимает образ Самого Человека-Христа, и потому преграда сия падает. Тот свет, который запрещал вход в рай, ныне, напротив, открывает доступ туда человеку: “Пламенное оружие плещи дает и Херувим отступает от древа жизни”, — поется в нынешних церковных песнопениях. А чрево Девы Марии называется мысленным раем.

Этот же пламенный Огонь явился Моисею в виде несгораемого куста (неопалимой купины). Потом шел этот Свет Божественный впереди стана Израилева по пустыне, в виде столпа облачного днем и огненного ночью. Потом Он явился на Синае, когда Бог говорил с Моисеем, отчего лицо Моисея просияло так, что люди не могли смотреть на него и просили его покрыться покрывалом. Мы знаем также, что Свет этот сошел на Апостолов в виде огненных языков. Посему все святые изображаются в ореоле сего Божественного Света. И тогда понятно, что про Христа сказано, что Он есть Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. И наконец, Апокалипсис говорит, что будет новое небо и новая земля и те, кто будет обитать там, не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (Откр 22:5). И еще: “И город [небесный Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец” (Откр 21:23). А ныне мы видим сего Агнца, лежащего в яслях — Свет разума, Солнце правды, а над Ним — звезду, про которую в Апокалипсисе сказано: “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (Откр 22:16). И про ту же звезду говорит апостол Петр: “И вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших” (2 Пет 1:19). — И каждый из нас должен иметь свою Вифлеемскую звезду, ибо она — не что иное как Сам Христос, просвещающий всякого человека грядущего в мир. Тогда она привела волхвов ко Христу, ныне она приводит каждого из нас к Нему, — и каждый знает свой длинный путь, но не каждый видит эту чудесную звезду, управляющую его путем. Узри же теперь твою личную Вифлеемскую звезду и иди уже не вслепую, а руководимый ее светом.

Сретение

Согласно еврейскому обычаю на сороковой день после рождения родители приносили мальчиков в храм для представления перед Всевышним. Родители брали с собой мирную жертву благодарения за новую жизнь в зависимости от своего благосостояния. Кто вел с собой овцу, кто корову, а Мария и Иосиф принесли двух горлиц, что свидетельствовало об их доходах.

Старцу Симеону, верившему в приход Мессии, было сказано пророчество, что он не умрет, пока не увидит будущего Спасителя мира. Увидев Марию и Иосифа, старец поспешил к ним, взял Младенца и возблагодарил Бога за Сретение или встречу с Миссией.

Икона Сретение Господне

15 февраля — праздник Сретения или встречи с Богом. В народе говорят, что в этот день зима с весной встречается.

Вавилонское действо

В церковных Рождественских песнопениях много места уделяется восхвалению дивного Промысла Божия, Который приготовил языческие народы ко встрече рожденного на земле Спасителя мира. Так, “ипакои” говорят: “Начаток языков, небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслях, звездою волхвы призвавый”. Здесь волхвы-цари называются “начатком” или избранными из язычников как удостоенные первыми из людей поклониться Спасителю. — Как мы знаем, эти волхвы приготовлялись к сему, начиная за 1700 лет до Р. X. — И вот, в числе событий приготовительных Церковь особое внимание уделяет истории с тремя вавилонскими отроками. Так, тропарь 8-й песни канона гласит: “Влечет Вавилоня дщи отроки плененные Давидовы от Сиона к себе, дароносцы же слет волхвы дети, Давидове Богоприятней Дщери молящияся”. То есть Вавилонский народ влечет себев плен отроков-потомков царя Давида, а взамен их посылает своих отроков — трех волхвов — для поклонения Отрасли Давидовой, происшедшей от богоприявшей Дочери Давида (Марии). Так произошел обмен трех еврейских отроков на трех языческих волхвов. Но это было куплено дорогою ценою. Со стороны еврейских отроков потребовалось напряжение всей веры, на какую был способен тогдашний еврейской народ. Это выражено в тропаре 8-й песни так: “Органы уклониша плачевныя песни, не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы: Вавилонскую же разрешает лесть всю и мусикийския составы, в Вифлееме возсияв Христос”. Здесь иными словами выражена мысль псалма: “На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом. Воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей”. Значит, — народ еврейский, плененный, отказывался петь свои песни в земле плена. Тем более отроки отказались участвовать в восхвалении золотого истукана, сооруженного царем Навуходоносором, при помощи музыкальных инструментов (мусикийских составов — по-славянски). И за это были брошены в пещь огненную. Но к ним в эту пещь сошел тотчас некто “подобный Сыну Божию”, как засвидетельствовал сам Навуходоносор. И отроки остались невредимы от огня, ибо Божественный свет Сына Божия погасил, как бы небесною росою, огонь земной. — В Вифлееме воссиявший Христос тогда в Вавилонской пещи воссиял небесным светом, и Навуходоносор увидел Его, подобно волхву Валааму, и уверовал в израильского Истинного Бога.

И далее Церковь еще более сближает события плена Вавилонского с Рождеством. “Корысти Вавилон, царства Сионя, и плененное богатство прият, сокровища же Христос в Сион сего и цари, звездою наставляя звездоблюстители, влечет”. Это значит: Как тогда Вавилон пленил богатства Сиона, так теперь Христос привлек к Себецарей Вавилонских, которые сами принесли Ему дары; как бы возместили тогдашний ущерб. Теперь нам становится понятно, что и сам-то плен Вавилонский для евреев был средством обучения языческих народов познанию Истинного Бога. Язычники увидели, что огонь, всепожирающий, по их мнению, был бессилен пред Тем, Кто сошел в раскаленную пещь и вид Коего был подобен Сыну Божию. Отселе они познали, что есть иной свет, более сильный, чем их огонь, свет, в который был по виду облечен Четвертый в пещи. — И тогда совершилось первое поклонение Богу со стороны языческих царей. Дарий и Навуходоносор и Кир исповедали веру в Истинного Бога. Их примеру последовали и другие, менее значительные цари, к которым принадлежали и волхвы-звездо­четы. Так Церковь видит в трех отроках в пещи как бы прообраз трех волхвов.

Но Церковь еще больше сближает пещь Вавилонскую с Самой Девой Марией. А именно, как в Вавилонскую пещь сошел Сын Божий в виде блистающего Ангела, так и в Деву Марию сошел Сын Божий для рождения. Как три отрока не были опалены огнем, так и Святая Дева не опалилась от воплощенного в Ней Света Божества. “Просвети­тельную Тя и златозарную, всельшийся в Тя Свет неприступный, Дево, показа свещу во вся веки” (Тропарь 9-й песни 6-го гласа). — “Утробу неопально образуют Отроковицы, иже в ветсем опаляеми юноши, преестественно раждающую, запечатленну; обоя же содевающи чудодейство едино” (Ирмос канона Рождества). Значит: пещь Вавилонская прообразует собою Девичью утробу, “преестественно раждающую”.

Теперь нам станет понятно, почему в предрождественских песнопениях так много места уделяется Вавилонскому действу. А в древности совершался обряд, так и называемый “Вавилонское действо”, в котором участвовал сам Патриарх; и обряд этот воспроизводил во всех подробностях это событие, подобно тому, как у нас доселе существует обряд омовения ног. Пещь — это равно означало и пещеру Рождества, огонь пещный — Деву, из Которой рождается Сын Божий, озаряя мир Божественным Светом, три отрока — это три волхва, цари Дарий, Навуходоносор и Кир, и три волхва при Рождении присутствовавших: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Аминь.

Крещение Господне

(Синаксарь)

В дикой пустыне на Иордане произошло величайшее событие, имевшее значение второго потопа. Тогда род человеческий нельзя было очистить от пропитавшего его насквозь нечестия, иначе как потопив его в воде, из которой, по откровению апостола Петра, был создан первый, допотопный мир. Теперь нечестие всего мира очищается тою же водою, но уже приобретающей новое свойство — не топить, а спасать, — ибо и сама вода через погружение в нее пречистого Тела Спасителя становится святой. И с тех пор Иорданские струи разлились по всему миру, наводнили и потопили его. И всякий, кто погрузится в них с верою во имя Отца и Сына и Святаго Духа приобщается к насельникам нового Ноева ковчега, к Церкви Христовой. Если перед потопом “всякая плоть извратила стези свои”, иссяк дух в ней и возобладала всецело плоть, то теперь наоборот, второй Адам — Христос — погружает весь мир в силу Духа, крестит его Духом Святым и Огнем. Он низводит с неба огонь, как провещал потом: “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся”. Низвел Он Божественный огонь во время крещения Своего, но он возгорается в душах верующих по мере приобщения их к Нему, по мере крещения и “огнем”. Посему Крещение Господне называется “праздником светов”, — “просвещением“.

Церковь почитает праздник Крещения большим, чем Рождество. “Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий”, — поет церковная стихира. И поясняет: там звезда волхвов возвестила о явлении Бога во плоти, а ныне в Крещении Сам Отец показал Своего Сына. Да, воистину так. Крещение есть явление Бога во Святой Троице. В Рождестве Сын Божий явился во плоти, а в Крещении и Отец издал глас: “Сей Сын Мой возлюбленный”, и Дух Святый сниде в виде голубином. В Рождестве пастухи и волхвы поклонились, в Крещении “больший среди рожденных женами” — Предтеча — опознает Бога во плоти. При Рождестве избиваются младенцы, а в Крещении духовно рождается множество новых младенцев — душ человеческих от купели Иорданской воды. В Рождестве Сын Божий облекся в человека, в Крещении Он облекается еще и в стыд человека, обнажаясь подобно Адаму. В Рождестве Он принял плоть человечу, кроме греха, в Крещении Он и грех человека принимает на Себя, ибо крестятся только грешники, а на Нем не было Его личного греха, и значит, Он омывает именно наш грех водами крещения. В Рождестве Он спасается от диавола в Египет, а в Крещении потопляет в водах древнего змия, “гнездящего в них”. Второй Адам поражает в голову змия, который погубил первого Адама. В Рождестве воссияло Солнце Правды, Сын Божий, — в Крещении просиял Трисолнечный Свет Божества, — вся Пресвятая Троица. В Рождестве Бог одевается пеленами, в Крещении Он одевает человека одеждами нетления.

Крещение есть последствие рождения. Родившись Человеком, Сын Божий взял на Себя и все последствия сего. Посему говорит Предтече, отказывавшемуся Его крестить: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Он во всем уподобился братии: становится в длинную очередь пред Иоанном Крестителем в числечающих крещения, освобождения от греха, не имея в том нужды для Себя. Как вписал Он Свое небесное имя при рождении в перепись имен человеческих, так ныне вписал его безгрешное, в перепись грешных имен. Как та цепь мирских имен порвалась от того, что одно звено в ней оказалось не от мира сего — имя Христа Спасителя, так ныне цепь грешников порвалась от вписания в нее одного только сего безгрешного имени Христа.

Посему Он и нас зовет к купели крещения, дабы и мы обнажились от греха и облеклись в нетление Христово. И тогда и наш грех переходит на Него и с Ним потопляется в воде вместе с древним змием, гнездящимся в воде. Во Христовом крещении мы все крестились разом; как в первом Адаме мы все разом родились по плоти, так во втором Адаме все христиане родились от Духа в крещении Его. Ибо мы созданы в Нем на добрые дела, и крещение есть обетование Богу доброй совести. “Тебе же выю преклоняю, на сие бо приидох, Мене крести, ВО МНЕ очищающа человеков прегрешения”. Посему наше крещение есть лишь воспроизведение Крещения Христова. Мы крестились Крещением Христовым. И освящая воду на Крещение, и приобщаясь ей, мы приобщаемся Крещению Христову; возобновляем как бы свое крещение — обещание Богу доброй совести.

Благовещение

7 апреля в день Благовещения православный мир как бы замирает. По преданию в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет», то есть, запрещено что-либо делать.

Благовещение после Пасхи является самым большим праздником.

В этот день милостивый Творец, возлюбивший мир, решил послать на землю Своего Единородного Сына. Эту весть принес праведной Деве Марии архангел Гавриил, сообщив девушке, что она, не знавшая мужа, родит от Духа Святого.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Мария, знавшая еврейские строгие законы, не испугалась, а со смирением приняла весть, полностью доверившись Богу.

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

  • Предпразднество. Накануне празднования христиане вспоминают о событиях, которые легли в основу торжества, настраиваясь на особое духовное состояние.
  • Попразненство. После основного празднования следует его продолжение, оно выражается в попразднестве
  • Отдание. Прощаясь с двунадесятым праздником, в церкви отмечают отдание.
Икона Двунадесятые праздники

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

  • Рождество;
  • Сретение Господне;
  • Крещение;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Пятидесятница;
  • Воздвижение Животворящего Креста.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

  • Рождество;
  • Благовещение;
  • Введение в храм;
  • Сретение;
  • Успение Пречистой Богородицы.

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

Список всех двунадесятых праздников по порядку

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  2. Воздвижение (27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
  4. Рождество Христово (7 января)
  5. Крещение (19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (7 апреля)
  8. Вход Господень в Иерусалим (за 7 дней до Пасхи)
  9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи)
  10. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)
  11. Преображение (19 августа)
  12. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Структура праздников

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

Икона с изображением двунадесятых праздников

Список 12 православных праздников

Список Двунадесятых праздников невелик и насчитывает всего 12 праздников. Каждый опишем подробно.

  • 8 сентября отмечается Рождение Святой Марии – Матери Божьей. Именно Богородица стала покровительницей всех нуждающихся. Господь отвёл для Святой специальную миссию – освободить от согрешений грешников и родить Сына Божьего – Иисуса Христа. Судьба Марии была уже предопределена задолго. Она стала неким проводником между людьми и Господом. Рождество Небесной Царицы православная церковь отмечает

  • 14 сентября – это дата, когда верующие почитают Крест Господний и Его Воздвижение. Это слово означает, что в процессе службы Божьей, которая проводится в честь торжества, над прихожанами поднимается Крест. Эта традиция зародилась ещё в 326 году. Тогда на палестинских землях были найдены те самые три креста, на одном из которых распяли Иисуса Христа по приказу Понтия Пилата. Примечательно, что в давние времена Крест ассоциировался с позором и унижением. На нём казнили преступников. А благодаря Иисусу Христу, он стал одним из самых почитаемых Православной церковью символов Божьих.

  • 21 ноября отмечается ещё один Двунадесятый праздник – Введение во храм Богородицы. Он олицетворяет жизнь Марии до 12-летнего возраста в храме и её роль в судьбе всего человечества.

  • 7 января церковь отмечает Рождество Христово. В этот день вспоминают появление на свет Мессии, его земную жизнь, в процессе которой он оказывал помощь нуждающимся, смертельно больным и грешным людям, а также то, как семья Иисуса спаслась от Ирода, который, из-за боязни свержения с царского трона, приказал истребить всех младенцев, родившихся в Вифлееме.

  • 19 января отмечается Крещение Иисуса Христа. В этот день почитается Крещение Сына Божьего в водах Иордана. Обряд провёл Иоанн Креститель.

  • 15 февраля празднуется Сретение Господне. Этот день символизирует встречу Иисуса Христа с Симеоном. Богослужитель ожидал земного Спасителя в своём храме. Именно на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли Его в церковь для посвящения.

  • В апреле, 7 числа празднуется Благовещение Царицы Небесной. Торжество олицетворяет новость архангела Михаила, которую он сообщил Марии. Она узнала, что именно ей предстоит родить самого Спасителя.

  • В апреле, 21 числа церковь отдаёт почтение празднику Вход в Иерусалим Господа, или Вербное Воскресение. Основным символом торжества является верба. Верующие освящают веточку растения и хранят её дома до наступления нового Вербного Воскресения.

  • Следующий в списке Двунадесятый праздник в 2019 году (по порядку) — Христово Воскресенье. В течение 40 дней после воскресения Иисус являлся во сне своим ученикам и ведал о Небесном Царстве. Он говорил, что, тот, кто истинно верует, обязательно будет рядом с Ним на небесах после смерти. Отмечается праздник через 40 дней после Светлого Воскресения.

  • День Святой Троицы выпадает на 50-й день после Пасхи. Этот праздник олицетворяет рождение Православной Церкви.

  • Преображение Господне, или Яблочный спас отмечается 6 августа. Этот праздник символизирует явление пророков во время молитвы Иисуса и его учеников. После разговора с Моисеем и Ильёй Спаситель запретил кому-либо из апостолов рассказывать об этом.

  • Успение Пресвятой Богородицы приходится на 15 августа. В этот день Матерь Божья покинула земной мир и отправилась на небеса править вместе со Своим Сыном.

Двунадесятые праздники могут быть переходящими. Это те церковные торжества, которые не имеют точной даты и отмечаются церковью в зависимости от Пасхи.

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Источники


  • https://media.elitsy.ru/otvety/dvunadesjatye-prazdniki-vse-chto-nuzhno-znat/
  • https://ruvera.ru/dvunadesyat
  • https://www.pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyatyie-gospodni/
  • http://molitva-info.ru/calendar/dvunadesyatye-prazdniki.html
  • https://svjatyni.ru/kalendar/dvunadesyatye-pravoslavnye-prazdniki-chto-eto-takoe-i-kak-ih-otmechat.html
  • https://eparhia.info/dvunadesyatye-prazdniki/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: