Дхарма – колесо Дхармы в буддизме, законы и учения о Дхамме

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — (dhárma- IAST, деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Дхарма в индуизме

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Направления

Шактизм · Шиваизм
Смартизм · Вайшнавизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

В «Риг-веде», вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.

Дхарма как одна из пурушартх

Бог дхармы

В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямы.[4] Также, Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).[5]

Понятие дхармы

В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.

Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого

  • Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
  • Повышать свой нравственный потенциал,
  • Строго следовать нравственным устоям общества,
  • Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
  • Достигнуть понимания Бога и его сути.

Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:

  • Воздержание,
  • Чистота,
  • Сочувствие и понимание,
  • Праведность.

И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.

Дхарма в буддизме

В различных религиозных учениях дхарму объясняют по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.

Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

  • Религиозное учение и философские знания,
  • Закон справедливости,
  • Умение терпеливо сносить страдания,
  • Преданность долгу и Богу,
  • Любовь к Богу и людям.

Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

  • Нельзя причинять вред любому живому существу,
  • Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
  • Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
  • Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
  • Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.

Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.

Практика

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

  • Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.
  • Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.
  • Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.
  • Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.
  • Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.
  • Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.
  • Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.
  • Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.
  • Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Мораль

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

  • Существование страдания.
  • Происхождение страдания.
  • Прекращение страдания.
  • Путь к прекращению страдания.

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

В буддизме

В переводе на:
Пали: dhamma
Санскрит: धर्म
dharma
Китайский:
Японский:
Тибетский: chos
Корейский: 법보
  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает Будду или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны.

Дхармы в буддизме

Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд Абхидхармакоша.

Все дхармы можно разделить на два базовых класса омраченные (сасрава) и неомраченные (анасрава).

Омраченные

К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).

Особенностью обусловленных дхарм является их загрязненность (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно:
  • форма (рупа)
  • ощущения (ведана)
  • представления (санджня)
  • воля (санскара)
  • сознание (виджняна)
В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти).
Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая).
Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.

Тройная классификация дхарм

Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:

Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное.[9]

Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.

Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:

Для скандха Для аятана Для дхату
чакшур индрия чакшур индрия аятана чакшур дхату
шротрендрия шротра индрия аятана шротра дхату
джихвендрия джихва индрия аятана джихва дхату
гхранендрия гхрана индрия аятана гхрана дхату
кайендрия кая индрия аятана кая дхату
рупа вишая рупа вишая аятана рупа дхату
шабда вишая шабда вишая аятана шабда дхату
раса вишая раса вишая аятана раса дхату
гандха вишая гандха вишая аятана гандха дхату
спраштавья вишая спраштавья вишая аятана спраштавья дхату

Неомрачённые

К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.

Иконография Колеса Дхармы

Колесо Дхармы в окружении двух оленей символизирует основополагающее Учение Первого поворота Колеса Дхармы. Это восьмирадиусное колесо, спицы которого соотносятся с этапами Восьмеричного Пути Бодхисатв и восемью ступенями медитативного сосредоточения. Так как первые поучения Будды Шакьямуни пришли послушать два оленя, их образы традиционно дополняют композицию. Этот символ украшает входы во многие буддийские храмы мира, в том числе и в России (дацаны Бурятии и Санкт-Петербурга, хурулы Калмыкии).

Колесо Дхармы – древний, наиболее распространенный и популярный буддийский символ. В частности, он был обнаружен на буддийских надгробиях эпохи Птолемеев (304-30 гг. до н.э) в Египте. До распространения антропоморфных изображений Колесо Закона (санск. Дхармы) символизировало Будду [Дешпанде 2008:19 ]. Дхармачакра расположена по центру современного флага Индии и на некоторых исторических и региональных флагах (флаг Сиккима).

Один из Восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Частый мотив для ювелирных украшений.

Важные элементы

В центре колеса дхармы имеются концентрические круги: это четыре благородных истины. Они находятся в центре, потому что составляют самую суть учения:

  • Правда дукки. Человеческому существованию присущ дискомфорт. Но это не означает, что счастье недостижимо.
  • Истина о причине дукки. Желание рождает привязанность, которая становится причиной страдания. Стремление не существовать ведет к самоуничтожению.
  • Правда о вымирании дукки. Благодаря постоянному обучению можно уменьшить привязанность. Это приводит к угасанию трех великих ядов, отравляющих существование: жадность, ненависть, невежество.
  • Истина пути. Следование восьми принципам ведет к прекращению страданий. Они изображаются в виде столбов на краю колеса дхармы.

Основатель буддизма под дуккой также подразумевал разные виды негативных переживаний. Например, беспокойство, недовольство — в общем, самые разные виды неудовлетворенности. Причем удовольствие тоже считается страданием, поскольку оно конечно.

Закон и суть дхармы на примерах

Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть люди, и свои ощущения подсказывают, что мы не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.

Если мы сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку мы пока не готовы к основам личного и духовного роста.

Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.

Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и т д.

На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.

Не только материальные, но и как зрелая личность.

Здесь мы подбираемся к самому интересному.

Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.

Первому было не очень легко, вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.

Что в итоге?

Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой, на этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!

Это имеет большую силу с точки зрения кармы.

Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.

В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.

Цель дхармы на эту жизнь выполнена.

А далее еще интереснее.

Дхарма — что это простыми словами. Развязка.

Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии,

первая часть жизни — учеба,

вторая усердная работа и семья,

третья — обучение других.

Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?

Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.

И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.

Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.

Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.

Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь, а в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовный ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.

Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.

В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.

Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.

Дхарма и ее связь с Кармой

Эти понятия связаны с теорией справедливости, являются основными в буддийской этике. Они взаимосвязаны, и создают путь души, проходящий к просветлению через реинкарнацию. Дхамма учит человека ладить со всем миром, что помогает накоплению позитивного кармического опыта. Благодаря этому человеку дано испытывать благоприятные события в этом и следующем воплощениях.

Мироздание в естественном состоянии гармонично. А люди обязаны сохранять эту гармонию. Войны, воровство – безнравственные деяния. Независимо от сути действий, они сопровождаются кармой – естественной причинной силой. Ее суть в том, что все имеет свои причины и последствия. Таким образом, тот, кто не может созерцать Дхарму и блюсти свои интересы, накапливает плохой опыт кармического плана. А это ведет к негативу в будущей жизни человека.

Тибетский круг сансары

Тибетское Колесо жизни, которое правильнее называть Колесом становления выражает важнейшие верования буддизма в наглядной форме. Его можно встретить расписанным на стене тибетских монастырей. Этот образ представляет собой картину космоса, где человек связан со всем мирозданием, это изображение круговорота причин и следствий. Ключевой фигурой здесь является сознание, определяющее все исходы. Круг сансары разделен четырьмя концентрическими окружностями. Ступица изображает коренные силы, связывающие человека с Колесом. Следующий круг показывает воздействие ума на вещественные проявления. Третий круг сансары рисует шесть уровней сознания (или миров сансары). Обитатели всех шести миров заняты своими обычными делами: боги невозмутимо сидят на лотосах, грешники корчатся в муках в горячих и холодных подразделениях ада, за ними следит владыка ада Яма. Асуры воюют с богами и друг с другом, прета никак не могут насытить свои огромные животы, животные пасутся, резвятся, грызутся, люди заняты мирскими делами: едят, любят друг друга, рожают, болеют, умирают — шесть миров, шесть видов живых существ. Четвертый, внешний круг сансары показывает двенадцать связей, что создают карму и приводят к вращению колеса. Само колесо дхармы служит могучим символом бесконечного круговорота. Оно неумолимо, раз за разом, приводится в движение. Это и есть сансара, круг бытия, перерождение вслед за перерождением. Освобождение приходит, когда мы оставляем Колесо.

Вращение колеса Дхармы

Будда был тем, кто «повернул Колесо Дхармы», и поэтому символом колеса является Дхармачакра, или «колесо закона». Тибетский термин для этого символа, * * chos kyi’Khor lo, означает «колесо трансформации».»

Движение колеса-это метафора быстрого духовного изменения, порожденного учением Будды: первая речь Будды в Оленьем парке в Сарнатхе известна как «первый поворот колеса Дхармы».

Его последующие беседы в Раджгире и Шравасти известны как «второй и третий повороты колеса Дхармы».»Восемь спиц колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь, начертанный Буддой в его учении.

Колесо также представляет собой бесконечный цикл сансары, или перерождения, которого можно избежать только с помощью учения Будды.

Некоторые буддисты рассматривают три основные части колеса как символы «трех тренировок» в буддийской практике:

  • Ступица символизирует нравственную дисциплину, которая стабилизирует ум.
  • Спицы (обычно их восемь) символизируют мудрость, которая применяется для того, чтобы победить невежество.
  • Ободок представляет собой тренировку в концентрации, которая удерживает все остальное вместе.

Колесо Дхармы в буддийском искусстве

Колесо было обычным символом в раннем буддийском искусстве, до появления изображений Будды. В те дни Дхармачакра символизировала не только учение Будды, но и самого Будду. На вершинах колонн, построенных императором Ашокой (272-32 до н. э.), четыре резных Льва и четыре колеса обращены в четыре стороны, чтобы провозгласить буддийскую Дхарму по всей Индии.

Сегодня Дхармачакра появляется в искусстве каждой буддийской культуры. На изображениях Будды колесо появляется на ладонях его рук и подошвах ног, где оно является одним из 32 знаков великого человека. Он особенно заметен в Тибете, где он является одним из восьми благоприятных символов и часто окружен двумя оленями — целым изображением, представляющим первую проповедь Будды в Оленьем парке.

Колесо обычно занимает центральное место в мандалах, геометрических изображениях буддийской Вселенной. Он также появляется в Дхармачакра мудре, в которой Будда образует колесо с положением своих рук.

Некоторые тибетские гневные божества изображаются размахивающими колесом как оружием для победы над злом и невежеством. Эта тема, возможно, была заимствована из индуистской иконографии, в которой диск является атрибутом бога Вишну и символом абсолютного оружия, побеждающего желания и страсти.

Источники


  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6964
  • https://IndiaMagazine.ru/dxarma/
  • http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/chto-takoe-dkharma
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/908881
  • http://vbuddisme.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE_%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8B
  • https://FB.ru/post/religion/2019/12/19/168769
  • https://temaved.ru/dxarma-chto-eto-prostymi-slovami/
  • https://www.arcanum.ru/articles/dharma
  • https://EzoPort.ru/religii/krug-sansary-znachenie-kolesa-dxarmy.html
  • https://ru.thewayofreligions.com/content/dharma-wheel/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: