- Употребление слова
- Дхарма в индуизме
- Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
- Дхарма как одна из пурушартх
- Бог дхармы
- Понятие дхармы
- Дхарма в буддизме
- Дхарма в астрологии
- Как постичь свою дхарму?
- Значение колеса дхармы
- Практика
- Характеристики
- Мораль
- В буддизме
- Дхармы в буддизме
- Омраченные
- Тройная классификация дхарм
- Неомрачённые
- Иконография Колеса Дхармы
- Важные элементы
- Закон и суть дхармы на примерах
- Что в итоге?
- Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
- Дхарма и ее связь с Кармой
- Тибетский круг сансары
- Вращение колеса Дхармы
- Колесо Дхармы в буддийском искусстве
Употребление слова
В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».
В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — (dhárma- IAST, деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
Дхарма в индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
В «Риг-веде», вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. |
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». |
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.
Дхарма как одна из пурушартх
Бог дхармы
В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямы.[4] Также, Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).[5]
Понятие дхармы
В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.
Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого
- Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
- Повышать свой нравственный потенциал,
- Строго следовать нравственным устоям общества,
- Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
- Достигнуть понимания Бога и его сути.
Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:
- Воздержание,
- Чистота,
- Сочувствие и понимание,
- Праведность.
И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.
Дхарма в буддизме
В различных религиозных учениях дхарму объясняют по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.
Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
- Религиозное учение и философские знания,
- Закон справедливости,
- Умение терпеливо сносить страдания,
- Преданность долгу и Богу,
- Любовь к Богу и людям.
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
- Нельзя причинять вред любому живому существу,
- Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
- Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
- Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
- Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
- Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
- Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
- Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
- Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
- Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Значение колеса дхармы
Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.
Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.
Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.
Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды
- Умение видеть и делать выводы,
- Умение размышлять над увиденным,
- Верно и точно выражать свои мысли,
- Совершать только правильные поступки,
- Следовать своим избранным путем,
- Идти в нужном направлении,
- Осознавать свою миссию на земле,
- совершенствовать свое внутреннее Я.
А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.
Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.
Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.
- При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
- Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
- Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.
Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.
Практика
Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.
Характеристики
Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:
- Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.
- Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.
- Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.
- Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.
- Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.
- Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.
- Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.
- Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.
- Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.
Мораль
Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.
Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.
Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:
- Существование страдания.
- Происхождение страдания.
- Прекращение страдания.
- Путь к прекращению страдания.
Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.
В буддизме
В переводе на: | |
---|---|
Пали: | dhamma |
Санскрит: | धर्म dharma |
Китайский: | 法 fǎ |
Японский: | 法 hō |
Тибетский: | chos |
Корейский: | 법보 |
- универсальный закон бытия, открытый Буддой
- буддийское учение;
- явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает Будду или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны.
Дхармы в буддизме
Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд Абхидхармакоша.
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омраченные (сасрава) и неомраченные (анасрава).
Омраченные
К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).
- Особенностью обусловленных дхарм является их загрязненность (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно:
-
- форма (рупа)
- ощущения (ведана)
- представления (санджня)
- воля (санскара)
- сознание (виджняна)
-
- В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти).
-
-
- Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая).
-
-
-
- Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.
-
Тройная классификация дхарм
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:
Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное.[9] |
Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.
Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:
|
Неомрачённые
К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.
Иконография Колеса Дхармы
Колесо Дхармы в окружении двух оленей символизирует основополагающее Учение Первого поворота Колеса Дхармы. Это восьмирадиусное колесо, спицы которого соотносятся с этапами Восьмеричного Пути Бодхисатв и восемью ступенями медитативного сосредоточения. Так как первые поучения Будды Шакьямуни пришли послушать два оленя, их образы традиционно дополняют композицию. Этот символ украшает входы во многие буддийские храмы мира, в том числе и в России (дацаны Бурятии и Санкт-Петербурга, хурулы Калмыкии).
Колесо Дхармы – древний, наиболее распространенный и популярный буддийский символ. В частности, он был обнаружен на буддийских надгробиях эпохи Птолемеев (304-30 гг. до н.э) в Египте. До распространения антропоморфных изображений Колесо Закона (санск. Дхармы) символизировало Будду [Дешпанде 2008:19 ]. Дхармачакра расположена по центру современного флага Индии и на некоторых исторических и региональных флагах (флаг Сиккима).
Один из Восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Частый мотив для ювелирных украшений.
Важные элементы
В центре колеса дхармы имеются концентрические круги: это четыре благородных истины. Они находятся в центре, потому что составляют самую суть учения:
- Правда дукки. Человеческому существованию присущ дискомфорт. Но это не означает, что счастье недостижимо.
- Истина о причине дукки. Желание рождает привязанность, которая становится причиной страдания. Стремление не существовать ведет к самоуничтожению.
- Правда о вымирании дукки. Благодаря постоянному обучению можно уменьшить привязанность. Это приводит к угасанию трех великих ядов, отравляющих существование: жадность, ненависть, невежество.
- Истина пути. Следование восьми принципам ведет к прекращению страданий. Они изображаются в виде столбов на краю колеса дхармы.
Основатель буддизма под дуккой также подразумевал разные виды негативных переживаний. Например, беспокойство, недовольство — в общем, самые разные виды неудовлетворенности. Причем удовольствие тоже считается страданием, поскольку оно конечно.
Закон и суть дхармы на примерах
Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть люди, и свои ощущения подсказывают, что мы не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.
Если мы сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку мы пока не готовы к основам личного и духовного роста.
Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.
Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и т д.
На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.
Не только материальные, но и как зрелая личность.
Здесь мы подбираемся к самому интересному.
Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.
Первому было не очень легко, вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.
Что в итоге?
Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой, на этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!
Это имеет большую силу с точки зрения кармы.
Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.
В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.
Цель дхармы на эту жизнь выполнена.
А далее еще интереснее.
Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии,
первая часть жизни — учеба,
вторая усердная работа и семья,
третья — обучение других.
Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?
Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.
И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.
Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.
Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.
Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь, а в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовный ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.
Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.
В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.
Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.
Дхарма и ее связь с Кармой
Эти понятия связаны с теорией справедливости, являются основными в буддийской этике. Они взаимосвязаны, и создают путь души, проходящий к просветлению через реинкарнацию. Дхамма учит человека ладить со всем миром, что помогает накоплению позитивного кармического опыта. Благодаря этому человеку дано испытывать благоприятные события в этом и следующем воплощениях.
Мироздание в естественном состоянии гармонично. А люди обязаны сохранять эту гармонию. Войны, воровство – безнравственные деяния. Независимо от сути действий, они сопровождаются кармой – естественной причинной силой. Ее суть в том, что все имеет свои причины и последствия. Таким образом, тот, кто не может созерцать Дхарму и блюсти свои интересы, накапливает плохой опыт кармического плана. А это ведет к негативу в будущей жизни человека.
Тибетский круг сансары
Тибетское Колесо жизни, которое правильнее называть Колесом становления выражает важнейшие верования буддизма в наглядной форме. Его можно встретить расписанным на стене тибетских монастырей. Этот образ представляет собой картину космоса, где человек связан со всем мирозданием, это изображение круговорота причин и следствий. Ключевой фигурой здесь является сознание, определяющее все исходы. Круг сансары разделен четырьмя концентрическими окружностями. Ступица изображает коренные силы, связывающие человека с Колесом. Следующий круг показывает воздействие ума на вещественные проявления. Третий круг сансары рисует шесть уровней сознания (или миров сансары). Обитатели всех шести миров заняты своими обычными делами: боги невозмутимо сидят на лотосах, грешники корчатся в муках в горячих и холодных подразделениях ада, за ними следит владыка ада Яма. Асуры воюют с богами и друг с другом, прета никак не могут насытить свои огромные животы, животные пасутся, резвятся, грызутся, люди заняты мирскими делами: едят, любят друг друга, рожают, болеют, умирают — шесть миров, шесть видов живых существ. Четвертый, внешний круг сансары показывает двенадцать связей, что создают карму и приводят к вращению колеса. Само колесо дхармы служит могучим символом бесконечного круговорота. Оно неумолимо, раз за разом, приводится в движение. Это и есть сансара, круг бытия, перерождение вслед за перерождением. Освобождение приходит, когда мы оставляем Колесо.
Вращение колеса Дхармы
Будда был тем, кто «повернул Колесо Дхармы», и поэтому символом колеса является Дхармачакра, или «колесо закона». Тибетский термин для этого символа, * * chos kyi’Khor lo, означает «колесо трансформации».»
Движение колеса-это метафора быстрого духовного изменения, порожденного учением Будды: первая речь Будды в Оленьем парке в Сарнатхе известна как «первый поворот колеса Дхармы».
Его последующие беседы в Раджгире и Шравасти известны как «второй и третий повороты колеса Дхармы».»Восемь спиц колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь, начертанный Буддой в его учении.
Колесо также представляет собой бесконечный цикл сансары, или перерождения, которого можно избежать только с помощью учения Будды.
Некоторые буддисты рассматривают три основные части колеса как символы «трех тренировок» в буддийской практике:
- Ступица символизирует нравственную дисциплину, которая стабилизирует ум.
- Спицы (обычно их восемь) символизируют мудрость, которая применяется для того, чтобы победить невежество.
- Ободок представляет собой тренировку в концентрации, которая удерживает все остальное вместе.
Колесо Дхармы в буддийском искусстве
Колесо было обычным символом в раннем буддийском искусстве, до появления изображений Будды. В те дни Дхармачакра символизировала не только учение Будды, но и самого Будду. На вершинах колонн, построенных императором Ашокой (272-32 до н. э.), четыре резных Льва и четыре колеса обращены в четыре стороны, чтобы провозгласить буддийскую Дхарму по всей Индии.
Сегодня Дхармачакра появляется в искусстве каждой буддийской культуры. На изображениях Будды колесо появляется на ладонях его рук и подошвах ног, где оно является одним из 32 знаков великого человека. Он особенно заметен в Тибете, где он является одним из восьми благоприятных символов и часто окружен двумя оленями — целым изображением, представляющим первую проповедь Будды в Оленьем парке.
Колесо обычно занимает центральное место в мандалах, геометрических изображениях буддийской Вселенной. Он также появляется в Дхармачакра мудре, в которой Будда образует колесо с положением своих рук.
Некоторые тибетские гневные божества изображаются размахивающими колесом как оружием для победы над злом и невежеством. Эта тема, возможно, была заимствована из индуистской иконографии, в которой диск является атрибутом бога Вишну и символом абсолютного оружия, побеждающего желания и страсти.
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6964
- https://IndiaMagazine.ru/dxarma/
- http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/chto-takoe-dkharma
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/908881
- http://vbuddisme.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE_%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8B
- https://FB.ru/post/religion/2019/12/19/168769
- https://temaved.ru/dxarma-chto-eto-prostymi-slovami/
- https://www.arcanum.ru/articles/dharma
- https://EzoPort.ru/religii/krug-sansary-znachenie-kolesa-dxarmy.html
- https://ru.thewayofreligions.com/content/dharma-wheel/