Даосизм: кратко об основных идеях, кто такие даосы, кто основоположник учения

Содержание
  1. Особенности учения
  2. Основоположники религии
  3. Этапы развития
  4. Формы проявления
  5. Главные постулаты
  6. Основные идеи Дао
  7. Притча
  8. Как обрести просветление?
  9. Принципы даосизма
  10. Пустота главная ценность
  11. Символ Даосизма
  12. Восемь столпов
  13. Три сокровища
  14. Миф: Цель даосизма — бессмертие
  15. Миф: Тайцзи-цюань — это даосская практика
  16. Миф: Даосизм проповедует отшельничество и аскетичный образ жизни
  17. Пантеон даосизма
  18. Элементы учения
  19. Политическая и правовая мысль даосизма
  20. Основные категории даосизма
  21. Компоненты даосизма
  22. Видные фигуры в даосизме
  23. Даосизм и конфуцианство
  24. Сравнительный анализ
  25. Философия даосизма
  26. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
  27. Понятия и идеи
  28. Краеугольное понятие Дао
  29. Кратко о даосизме
  30. Инь и ян
  31. Энергия ци
  32. Фэн шуй
  33. Мужское и женское начало в даосизме
  34. Суть Даосизма
  35. Путь Дао
  36. Есть ли Бог в Даосизме?
  37. Кто основал Даосизм?
  38. Лао Цзы

Особенности учения

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Основные идеи Дао

  • Человек обычно уделяет много внимания размышлениям о себе, придаёт ценность материальным вещам, забывая, что жизнь находится в данном моменте и её следует замечать. Иначе можно и не заметить, как она проходит.
  • У него отсутствует единение с окружающим миром. Он с ним борется ради выживания, но не стремится стать единым. Следовательно, находится в иллюзии, что что-то понимает о нём.
  • Пока человек не станет обычным наблюдателем, а будет продолжать стремиться действовать, влиять на события и прочее, всё, что его окружает, будет обычной иллюзией. Познать истину возможно только став ею. А для этого необходимо просто быть. Даже правитель не должен что-то делать для своего народа. Его основной задачей является создание всеобщей гармонии. А со своими проблемами люди сами разберутся. Именно таким образом, какой посчитают нужным.
  • Дао – это Абсолют. Тот, кто смог его познать, станет бессмертным. Но для этого необходимо соблюдать жесткую диету. Имеется в виду полный отказ от пищи. Питательные вещества организм может получать только от собственной слюны и от эфира, который человек вдыхает от росы по утрам. Также обязан совершать только благие поступки. Именно от их количества зависит срок его дней на земле. Этот подсчёт ведут небесные духи, поэтому никаким образом слукавить и что-то скрыть не выйдет.
  • Люди равны друг другу, они свободны и никому ничего не должны.

Притча

Постараюсь кратко и понятно изложить притчу, которая отражает всю суть и философию этого учения.

Один царь потребовал у своего министра, чтобы тот сделал его счастливым. Если не удастся – пообещал казнить в знак непослушания. Министр, ответив, что для этого ему необходима рубашка человека, который познал счастье, отправился на её поиски.

Но повсюду ему встречались опечаленные или несчастные люди, которые ну никак не могли признать, что на самом деле они счастливчики, поцелованные судьбой. Каждому чего-то не хватало для ощущения полноты жизни, кому здоровья, кому денег или еды.

Уже почти смирившись с мыслью, что придётся лишиться головы, министр узнал от добрых людей, что на берегу реки каждый вечер играет на флейте какой-то мужчина. Музыка его бодрая и весёлая, поэтому у служащего появилась надежда на спасение.

Тут же он отправился к реке и действительно встретил мужчину с флейтой. Радости не было предела, когда, задав вопрос: «Счастлив ли ты?» министр получил утвердительный ответ. Но вот просьбу отдать рубашку счастливец не смог выполнить. Потому что был полностью голым и лишённым каких-либо личных вещей. Флейта была его единственным имуществом.

Министр был обескуражен, он никак не мог понять, почему мужчина считает себя счастливым, являясь по факту нищим. Музыкант объяснил это так: «Однажды я потерял абсолютно все, не только рубашку, но и понимание того, кто я и что собой представляю. Именно благодаря этому я и постиг счастье. Я играю на флейте и представляю собой одно целое с музыкой и миром».

Как обрести просветление?

Даосы утверждали, что для обретения просветления необходимо вести аскетический образ жизни. Только так можно со временем стать духом. Для этого последователи этой философии и религии обязаны уйти в горы, отказаться от всех своих близких людей, родственников. Также перестать волноваться и думать об обыденных вещах, обо всём, что раньше представляло ценность и просто созерцать то, что их окружает. Чем то схоже с дауншифтингом.

Ясно, что не каждый современный человек способен на такой поступок. Поэтому существуют небольшие поблажки. Чтобы познать реальность, необходимо раствориться в ней. Например, когда вы убираете свою квартиру, куда-то идёте или даже едите, постарайтесь ни о чём не думать в процессе.

А если мысли и возникают, займите позицию наблюдателя, позволяя всем идеям возникать и исчезать без вашего участия.Только находясь в настоящем, в бездействии, вы сможете почувствовать насыщение от своего бытия.

Принципы даосизма

Главный принцип Даосизма в том, что настоящее счастье можно найти лишь в слиянии, когда вы просто как свидетель – возникают мысли, вы их просто наблюдаете. Вы наблюдаете, как они приходят и уходят, так вы сливаетесь с ними. Тоже относительно движений рук и ног – вы делаете движение и просто наблюдаете.

В первое время вы будете отвлекаться, но затем состояние будет углубляться, придет внутренний покой и радость. Даосский принцип счастья – для него не нужна внешняя причина, даос может быть всегда счастливым, ведь счастье — это все существование, все что ни делает даос это счастье.

Внешнее счастье имеет свою причину и уже в этом несчастье, это рабство от внешнего. Даосы за пределами логики и причины. Одним из главных принципов Дао – это пустота и когда вы пусты, в вас входит Бог, где Дьявол не может существовать, да что ему там делать, он умрет со скуки, ведь ему нужна власть над человеком.

Пустота главная ценность

Посмотрите, как замечательно говорит о пустоте Лао-Цзы – он говорит, что полезны не стены самой комнаты, где вы живете, а пустота между стенами. Ведь человек пользуется комнатой, а не стенами.

Пустота — это самая ценная вещь на планете и создана она не человеком, а самим Бытием или Дао – ведь так устроена вечность, так устроен космос и все бытие. Это знаменитая пустота в буддизме и дзен – это женский аспект всего сущего.

Если вы занимаетесь Тантрой, то это ее основа и принцип работы. Даже в Ветхом Завете есть намеки, что все возникает из пустоты. Взять хотя бы историю Адама и Евы.

Считается, что мужчина или Адам был создан первым, но эта идея от того, что он близок к земле, вот и все. И говорит Бог Адаму – дай Еве имя и сказал он: «Она мое сердце», что означает просто психический или духовный аспект.

Сердце — это чувства, которые возникают, но невидимы для нашего глаза. Женский принцип — это принцип внутреннего. Самое внутреннее мы называем душой, а тело это наше внешнее.

Символ Даосизма

Главный символ в Даосизме представлен знаменитым знаком Инь и Ян. Он символизирует мужское и женское начало. Они должны быть неразлучны друг с другом. Этот черно-белый круг придумали даосские монахи. Он ассоциируется с жизнью, которая не бывает только светлой либо только темной. Черная часть круга символизирует женское начало (спокойствие и равновесие), белая часть – мужское (активные действия, напор и сильная жизненная энергия). По мнению монахов, все живое может гармонично существовать только в таком в симбиозе. Это два дополнения друг другу. Когда человек обладает только одним началом, то он живет не по правилам, а значит, не способен познать Дао и достичь бессмертия.

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

Миф: Цель даосизма — бессмертие

Часто можно встретить статьи о том, что даосские мастера искали эликсир бессмертия. Но мало кто понимает, что речь всегда шла о том, что наш дух бессмертен и в ходе практики мастера преобразовывали свою грубую ци (энергию тела и жизненную силу) в самую тонкую ци (энергию духа). И так уходили из материального мира, сливаясь с Дао (источником всего).

Они не обретали бессмертие, живя в физическом теле, а просто сохраняли свою личность, переходя в изначальное тонкое состояние, где дух каждого из нас уже бессмертен. Процесс слияния с Дао еще называют обретением тела света. Так как в момент слияния всех видов ци даосский мастер исчезает из этого мира в яркой вспышке света.

Но промежуточные достижения дают даосскому мастеру возможность жить очень долго. Иногда очень-очень долго (тысячи лет) Так что в какой-то мере, можно сказать, что даосизм может дать человеку бессмертие в физическом теле. Но достигнув такого результата, человек перестает быть человеком. Это уже разумное существо Вселенной, у которого совершенно нет интереса к человеческим заботам и устремлениям.

Если совсем кратко, то цель даосизма в познании своей Изначальной природы (Изначального духа)! И этот процесс познания заканчивается полным слиянием с этой природой. А для этого человек сначала учится восстанавливать Гармонию внутри себя, потом возвращается к естественности и Недеянию, растворяя свое эго, и с помощью особых практик восстанавливает полное Единство с мирозданием.

Миф: Тайцзи-цюань — это даосская практика

Сайты, которые посвящены боевым искусствам часто ставят ушу (тайцзи-цюань наиболее часто) в один ряд с Цигун. Это совершенно не верно!

Конечно, вся жизнь является практикой и с этой точки зрения можно сказать, что занятия боевыми искусствами также являются практикой. Но в таком случае, это же можно сказать и про еду, походы в туалет, принятие ванны, работу и так далее.

Есть версии, что тайцзи-цюань был придуман даосским мастером или по крайней мере активно развивался даосским мастерами и потому впитал в себя ряд методов по работе с ци. Но это вовсе не означает, что эти виды боевых искусств являются частью даосской системы совершенствования. Иначе все, что делали даосские мастера, можно будет причислить к даосским практикам.

Миф: Даосизм проповедует отшельничество и аскетичный образ жизни

Да, в некоторых текстах можно встретить подобные наставления, которые рекомендуют ученикам совершенствовать себя через самоограничения. Но также есть тексты, где говорится, что это подойдет далеко не всем. Человек должен быть готов отпускать свои привязанности. Если же действовать через насилие, то лишь породишь внутреннюю борьбу, которая будет разрушать Гармонию и мешать развитию.

Именно поэтому даосские мастера придумали множество вспомогательных практик, которые помогаю жить ученикам в социуме и даже иметь семью. Также есть множество наставлений о том, что в даосизме нет запретов, от правил человек поднимается к морали, от морали к Дэ, а от Дэ к естественности и Единству с Дао. Поэтому отшельничество и аскеза – это лишь один из видов практики, который будет полезен на определенном этапе. Но это не означает, что всем ученикам, которые решили практиковать даосские методы совершенствования, придется отказаться от радостей жизни и прожить серую, скучную жизнь в трудностях и лишениях.

Пантеон даосизма

Есть мнение, что божества, характерные для этой религии, являются персонификацией космических сил. Даосский пантеон имеет строгую иерархию, все божества подразделяются на «посленебесных» и «прежденебесных».

Во главе пантеона находится «триада чистых», символизирующих сферы горнего мира (Дао). Следующую ступень занимает управитель человеческих судеб – нефритовый император Юй-ди. Ему равна по рангу хранительница врат жизни Си Ванму, обитающая на горе Куньлунь.

В даосском пантеоне есть многорукое божество Доу-му, считающееся покровителем алхимиков и врачей. Доу-му управляет энергиями, циркулирующими в человеческом теле, а также движением звезд. Заслуживает внимания правитель мира мертвых Тай-и тяньцзунь. Даосский аналог египетского Аида подчиняется нефритовому императору Юй-ди.

Элементы учения

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Политическая и правовая мысль даосизма

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе — сыне неба», дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.

В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нём нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ.

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния[6], то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Основные категории даосизма

  • Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
  • Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
  • У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
  • Пу — буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма

  • Даосская философия
  • Три сокровища (даосизм)
  • Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
  • Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия
  • Даосская медитация
  • Даосский пантеон
  • Хуантинцзин — «Канон Жёлтого Двора»
  • Шанцин — «Школа Высшей Чистоты»

Видные фигуры в даосизме

  • Хуан-ди — легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма
  • Лао-цзы — древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей даосизма
  • Чжан Даолин — основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху
  • Гэ Сюань — легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао
  • Гэ Хун — китайский даосский учёный и алхимик, внучатый племянник Гэ Сюаня, написавший энциклопедический труд Баопу-цзы по внешней алхимии
  • Гэ Чаофу — внучатый племянник Гэ Хуна, основатель школы Линбао
  • Коу Цяньчжи — реформатор Школы Небесных Наставников, впервые добившийся провозглашения даосизма государственной религией
  • Ян Си — даос, основатель школы Шанцин
  • Тао Хунцин — даосский энциклопедист, укрепивший школу Шанцин
  • Люй Дунбинь — легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных
  • Чэнь Туань — знаменитый даос с горы Уданшань, повлиявший на общественную мысль в Китае
  • Ван Чунъян — основатель школы Цюаньчжэнь
  • Чжан Саньфэн — даос с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань

Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Руджиери (Michele Ruggieri), утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

  • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
  • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
  • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шэнь (разумный дух);
  • цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н

э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Примечательно, что в даосизме отсутствуют понятия Ада и Рая. Даосисты стремятся не попасть в Рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Нет и самого Бога — его замещает абстрактное и многозначное «Дао».

Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство
древнейшая философская школа, которая
рассматривает человека прежде всего
как участника социальной жизни.

Основоположником
конфуцианства является Конфуций
(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.,
главным источником учения — произведение
Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные
вопросы,
решаемые конфуцианством:


Как
необходимо управлять людьми?

Как вести себя в обществе?

Представители
данной философской школы выступают за
мягкое управление обществом. В качестве
примера подобного управления приводится
власть отца над сыновьями, а в качестве
главного условия — отношение подчиненных
к начальникам как сыновей к отцу, а
начальника к подчиненным — как отца к
сыновьям. Конфуцианское золотое правило
поведения людей в обществе гласит: не
делай другим того, чего не желаешь себе.

2.
Учение Конфуция содержит ряд
основополагающих принципов:

  • жить
    в обществе и для общества;

  • уступать
    друг другу;

  • слушаться
    старших по возрасту и по званию;

  • подчиняться
    императору;

  • сдерживать
    себя, соблюдать меру во всем, избегать
    крайностей;

  • быть
    человечным.

3.
Большое внимание Конфуций уделяет
вопросу, каким должен быть начальник
(руководитель). Руководитель должен
обладать следующими качествами:

  • подчиняться
    императору и следовать конфуцианским
    принципам;

  • управлять
    на основе добродетели («бадао»);

  • обладать
    необходимыми знаниями;

  • верно
    служить стране, быть патриотом;

  • обладать
    большими амбициями, ставить высокие
    цели;

  • быть
    благородным;

  • делать
    только добро государству и окружающим;

  • предпочитать
    убеждение и личный пример принуждению;

  • заботиться
    о личном благосостоянии подчиненных
    и страны в целом. В свою очередь,
    подчиненный должен:

  • быть
    лояльным по отношению к руководителю;

  • проявлять
    старание в работе;

  • постоянно
    учиться и самосовершенствоваться.

Учение
Конфуция сыграло большую роль в
объединении китайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее время,
спустя 2500 лет со времени жизни и
деятельности автора.

4.
Другим важнейшим социальным
учением Древнего Китая
являлся легизм (школа
законников, или Фацзя). Его основателями
были Шан
Я
н
(390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до
н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа
(III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной
идеологией.

Основной
вопрос легизма.(как и конфуцианства): как
управлять обществом?

Легисты
выступают за то, чтобы управлять обществом
путем государственного насилия,
опирающегося на законы. Таким образом,
легизм — философия
сильной государственной власти.

5.
Основными постулатами
легизма
являются
следующие:

  • человек
    обладает изначально злой природой;

  • движущей
    силой человеческих поступков являются
    личные эгоистические интересы;

  • как
    правило, интересы отдельных индивидов
    (социальных групп) взаимопротивоположны;

  • чтобы
    избежать произвола и всеобщей вражды,
    необходимо государственное вмешательство
    в общественные отношения;

  • государство
    (в лице армии, чиновников) должно поощрять
    законопослушных граждан и жестоко
    карать провинившихся;

  • основным
    стимулом правомерного поведения
    большинства людей является страх перед
    наказанием;

  • основным
    разграничением правомерного и
    неправомерного поведения и применения
    наказания должны являться законы;

  • законы
    должны быть одинаковы для всех, а
    наказание должно применяться и к
    простолюдинам, и к высшим чиновникам
    (независимо от звания), если они нарушили
    законы;

  • государственный
    аппарат должен формироваться из
    профессионалов (то есть чиновничьи
    должности должны даваться кандидатам,
    обладающим необходимыми знаниями и
    деловыми качествами, а не передаваться
    по наследству);

  • государство
    — главный регулирующий механизм
    общества и, следовательно, имеет право
    вмешиваться в общественные отношения,
    экономику, личную жизнь граждан.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
  • Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу — энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него — единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао — погружение в божественное Дао. Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.

Краеугольное понятие Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Кратко о даосизме

Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Инь и ян

В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Суть Даосизма

Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет. Более того усилий и целей тоже нет. Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.

Пойми что пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино. Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание.

Однажды даосский мастер Ли Цзы путешествовал со своим учеником. Присев у дороги, чтобы перекусить, он увидел череп, и сказал своему ученику указывая на череп: «Только он и я знаем, что ты не рождался и не умрешь». Так же он добавил, что люди не знают истины и просто несчастные глупцы, а череп и мастер знают истину за пределами смерти и рождения, и потому счастливы.

Путь Дао

Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао.

Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым.

И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.

Есть ли Бог в Даосизме?

Поэтому в даосизме главным является не Бог, а Дао – которое включает и Бога, если хотите и все что существует, это просто Бытие или Единство. Как только вы считаете себя отдельным от остального живого и неживого, значит вы уже отделены от Бога.

Обычно люди копаются в прошлом и будущем, но это просто измерение времени, а когда вы едины – вы в пространстве связаны со всеми и находитесь за пределами времени. В этом Бытии нет страданий и печалей, они возникают, когда мы отделены от целого, когда есть «я».

Кто основал Даосизм?

Основателем Даосизма считается Лао-Цзы. Этот древнекитайский мыслитель, ученый первым описал философию и ритуалы, практически сформировал целостное учение. Некоторые считают, что это вымышленная фигура. О нем известно их легенд. А других подтверждений его жизнедеятельности не существует.

Имя Лао-Цзы переводится, как «старый учитель», «вечный ребенок». Что интересно, по легенде мать его вынашивала в своем теле не 9 месяцев, а 81 год. Поэтому он пришел в этот мир седым стариком в 604 году до н.э. Некоторые придерживаются мнения, что он жил во времена Конфуция или был самим Конфуцием. По словам китайского историка Сыма Цянем он был очень образован и служил архивариусом и библиотекарем в период правления династии Чжоу. Еще одна легенда имеет свой вариант истории Мастера Лао-цзы, который будто заново родился, когда попал из Индии в Китай.

Несмотря ни на что, в Даосизме, учении религиозно-философского характера, практически каждой даосской школой он почитается в виде божества. Его считают один из «Троих Чистых». Императоры из династии Тан, считая Лао-цзы своим прародителем, обожествляли и строили ему храмы и возводили в звания и титулы.

Лао Цзы

Его имя в переводе с китайского «мудрый старец».

Образ Лао Цзы — таинственный и загадочный.

Биографические данные отсутствуют.

Легенда, дошедшая до нас, гласит, Лао Цзы был старше Конфуция.

Как пишут историки, Лао Цзы и Конфуций встречались несколько раз.

По преданиям, Лао Цзы в возрасте 95 лет отправился в горы умирать.

Один.

В дороге его остановил китайский охранник границы, который был ярым последователем Дао.

Он попросил Лао Цзы, угрожая не пропустить через границу, написать о своем учении.

Лао Цзы был вынужден согласиться и написал свой знаменитый трактат Дао ДЭ Цзин .

Дао ДЭ Цзин состоит из 500 иероглифов. Само учение и название книги — это не научный труд и не произведение философии.

Основная идея Дао — естественный порядок вещей без постороннего вмешательства.

Для достижения Дао рекомендуют:

  • — безмолвие,
  • спокойствие,
  • недеяние,
  • умеренность
  • и бесстрастие,

которые даруют слияние с Дао.

Источники


  • https://nauka.club/filosofiya/daosizm.html
  • https://Qvilon.ru/samorazvitie/osnovnye-idei-daosizma.html
  • https://samosoverhenstvovanie.ru/daosizm-sut-principy-idei-filosofiya/
  • https://www.arcanum.ru/articles/daosizm
  • http://o-buddizme.ru/ucheniya-vostoka/daosizm
  • https://studentdao.com/chto-takoe-daosizm/
  • http://valtasar.ru/daosizm
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/319
  • https://mir-logiki.ru/osnovnye-idei-daosizma-vse-plusy-i-minusy-ucenia/
  • https://MyChinaExpert.ru/daosizm/
  • https://sitmel.ru/2569-2/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: