- Что такое Богородичное правило
- Важность Богородичного правила в православии
- Молитва, основанная на Евангелии
- Богородичное правило — молитва VIII века, по словам Серафима Саровского, она творит чудеса
- «Звезда Пресветлая»: рукопись о чудесах
- Когда появилось правило
- Святые благословили молиться
- Польза от Богородичного правила
- Молитва ко Пресвятой Богородице о духовном отце
- После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы
- После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы
- После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы
- После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой
- Пятый десяток
- Шестой десяток
- Седьмой десяток
- Восьмой десяток
- Девятый десяток
- Десятый десяток
- Одиннадцатый десяток
- В чем помогает Богородичное правило
- Мы восхваляем и Сына, и Мать
- Когда и как читать Богородичное правило
- Обязательно молиться с верой
- С какими чувствами читать молебен
- С какими словами необходимо молиться
- На каком языке читать молебен
- Как начать молиться
- Богородичен в молитвослове не относится к Богородичному правилу
- Текст Богородичного правила
Что такое Богородичное правило
Под этим термином понимают чтение молитвы «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз, перемежая чтение молитвой «Отче Наш» и отдельными тропарями, повествующими о тех или иных событиях в жизни Божьей Матери.
Предание гласит, что данное правило было ниспослано людям самой Богородицей, и в древние времена оно в обязательном порядке исполнялось каждым, кто считал себя христианином. Со временем такая практика забылась, уступив место другим молитвам.
Старец преподобный Серафим Саровский возродил несправедливо забытое благодатное правило. Он благословлял верующих ходить по канавке в Дивеевском монастыре с этой молитвой на устах. Существуют записи чудес, которые происходили с верующими после выполнения такого благословения. Многие церковные деятели и святые в своих записях и воспоминаниях писали, что неоднократно ощущали на себе благодатную силу Богородичного приветствия.
Важность Богородичного правила в православии
Прежде чем приступать к прочтению молитвенного текста, необходимо детальнее ознакомиться с его описанием. Богородичное правило — молитвенный текст, который зачитывается в честь Богородицы около ста пятидесяти раз в день. По мнению многих священнослужителей, это правило дала людям сама Небесная Царица еще в восьмом веке. Его исполнял каждый верующий человек. Однако потом все христиане забыли о нем. Об этом правиле напомнил людям Серафим Саровский. После благословления он попросил людей пройтись около Дивеевской обители по канавке и прочесть 150 раз молитвенные слова. Затем он сказал, что исполнять это правило необходимо ежедневно.
В келии Серафима со временем была обнаружена старая книга. В ней детально описывались чудеса, с которыми сталкивались люди, ежедневно зачитывающие молитвенный текст в честь Богоматери. Священнослужитель и сам регулярно выполнял это правило. При этом во время произнесения молитвенного текста он молился не только за себя, но и за всех остальных людей. Именно благодаря Серафиму Саровскому люди не забывают о Богородичном правиле и по сей день.
Многих людей, которые собираются в будущем зачитывать это молитву, интересует польза, которую она приносит. Эффект от прочтения молитвенного текста из правила напрямую зависит от того, на какие случаи жизни он рассчитан. Ведь в нем содержатся различные молебны, которые помогут справиться с различными жизненными проблемами. Однако нужно понимать, что такие молитвенные слова не являются чем-то магическим и не смогут помочь сразу же после их прочтения. Поэтому не стоит ожидать, что прочитанный молебен мгновенно облегчит жизнь. Да, иногда Господь проявляет наглядно свою милость. Однако такое случается не очень быстро и к тому же не всегда.
Сама Царица Небесная говорила о том, что прочтением Богородичного правила необходимо заниматься в следующих случаях:
- духовная потребность в произнесении молитвенных слов;
- печаль и тяжесть на душе;
- недуг, в лечении которого может понадобиться помощь Богородицы;
- появление сложных жизненных ситуаций, которые не удается решить собственными силами;
- необходимость поблагодарить Богоматерь за оказанную помощь.
Регулярное произнесение молитвенного правила может помочь людям в таких ситуациях:
- Искупление совершенных грехов. Не секрет, что каждый человек является грешником, так как в течение жизни каждый совершал серьезные или незначительные грехи. Прочтение Богородичного правила поможет человеку очистить грешную душу.
- Защита от искушений. Люди, у которых сильный дух, могут самостоятельно справиться с дьявольскими искушениями. Однако для некоторых людей это оказывается непросто или даже невозможно. Прочтение молитвенных текстов усиливает дух человека, что позволяет ему эффективно противостоять любым искушениям.
- Найти праведный путь. Жить по Господним канонам довольно сложно, и не у каждого человека это получается. Поэтому даже люди, которые искренне веруют в Господа, могут сбиться с праведного пути. В этом случае не получится обойтись без помощи свыше. Чтобы снова встать на правильный жизненный путь, надо ежедневно читать молитвенное обращение к Богоматери.
- Облегчение жизни. Не секрет, что Господь может послать человеку серьезные испытания. Делает он это только тогда, когда человек перестает жить по христианским канонам. Поэтому необходимо регулярно молиться Господу и Богоматери. В этом случае жизненные проблемы будут появляться намного реже.
Молитва, основанная на Евангелии
В состав ежедневно читаемых нами дома утренних молитв входит умилительная песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших». Эту молитву знают и любят, наверное, все православные христиане.
В храмах она тоже звучит. Во время освящения хлебов на всенощном бдении в субботу вечером её, как правило, трижды исполняет хор.
«Богородичным правилом» называют повторение этой молитвы не один и не три раза, а сто пятьдесят. Понятно, что без пауз и перерывов такое количество повторений совершить будет сложно. Поэтому молитву читают десять раз, затем останавливаются, дополняют другой молитвой (одной или несколькими) и приступают к чтению следующей десятки. Для счёта удобно пользоваться чётками.
Основу молитвенного величания в адрес Богородицы составили три цитаты из Евангелия от Луки.
Первая — приветствие архангела Гавриила во время Благовещения: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
Вторая — величание Девы Марии праведной Елизаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42).
А третья — ответ Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).
По мнению церковных историков, соединение евангельских фрагментов в общий молитвенный призыв мог совершить святитель Кирилл Александрийский, один из Отцов Церкви V века. В латинском обряде с XI века это величание известно как «Аве Мария».
Богородичное правило — молитва VIII века, по словам Серафима Саровского, она творит чудеса
Богородичное правило — это молитва, о которой известно ещё с седьмого Вселенского Собора (Никеи, 787 год). Тогда святые отцы сказали:
«Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся…», тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей».
С тех пор чтение молитвы практиковали как простые верующие, так и великие святые. Известно, что Серафим Звездинский молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Богородицы.
Эта молитва помогает в трудных жизненных ситуациях. Молитва сотворит чудеса, если есть вера.
По воспоминаниям Серафима Саровского, эта молитва способна творить чудеса
«Звезда Пресветлая»: рукопись о чудесах
На Руси практика многократного повторения «Богородице Дево, радуйся» во время келейной или домашней молитвы начинает распространяться примерно с конца XVII века. Такой духовный подвиг брали на себя те, кто хотел особо помолиться Матери Божией, получить от Неё утешение и защиту или поблагодарить Пресвятую Деву за полученную помощь.
Формирование «Богородичного правила» происходило под влиянием популярного в то время и переписываемого от руки сборника «Звезда Пресветлая». В пятнадцати главах были собраны рассказы о чудесах, связанных с молитвой «Богородице Дево, радуйся».
Там, например, было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. Найдя в себе силы обратиться к Богородице, он был помилован. Епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого покаяния сюжет сна повторился, но Богородица спасла его от утопления. Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания.
Когда появилось правило
Сколько дней читать Богородичное правило и как правильно, мы уже выяснили. А когда эта молитва появилась? Известно о правиле ещё с 7 Вселенского Собора, произошедшего в 787 году в городе Никеи. Другие настаивают на том, что молитву дала людям сама Божья Матерь.
После Собора святые отцы сказали, что тот, кто будет читать «Богородице Дево, радуйся…» с вниманием каждый день по 150 раз, обретёт защиту Божьей Матери.
С тех самых пор чтение практиковали все, начиная с верующих и заканчивая великим святыми. Известно, что Серафим Звездинский ежедневно предавался чтению молитвы и охватывал этим правилом всё земное существование Богородицы.
Серафим Саровский каждый день обходил по канавке Дивеевскую обитель и 150 раз читал правило. К таким же действиям призывал он своих учеников – дивеевских сирот. Когда они это делали, то приходили в обитель Серафима Саровского. Он давал им испить святой воды и говорил: «Теперь вы под защитой Богородицы».
Всего важных событий в жизни Пресвятой Марии было 15. Поэтому правило и разделили на 15 частей. На каждом десятке вспоминаются важные моменты из жизни Богородицы.
Святые благословили молиться
В 1825 году преподобному Серафиму Саровскому, по его словам, явилась Сама Богородица, которая повелела создать монашескую женскую общину (нынешний Дивеевский монастырь). Тропу, по которой прошла Матерь Божия, ограничивая место под будущую обитель, назвали Богородичной канавкой. По завещанию Серафима Саровского, сёстры Дивеевской общины стали ежедневно обходить монастырь по канавке, по 150 раз читая «Богородице Дево, радуйся».
О пользе многократного повторения этой молитвы говорили и другие старцы. Ежедневно по 300 раз творил эту молитву преподобный Парфений Киевский (начало XIX века). Глинский старец иеросхимонах Илиодор (конец XIX века) также благословлял читать эту молитву.
В XX веке чин «Богородичного правила» формируется в современном виде благодаря священномученику Серафиму (Звездинскому). Находясь в ссылке, епископ Серафим ежедневно совершал это правило. Помимо чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся», он благословил вспоминать различные события из жизни Пресвятой Богородицы и читать молитвы о себе и о мире.
«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем, — писал владыка Серафим из ссылки духовным чадам. — Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».
Польза от Богородичного правила
Молитва ко Пресвятой Богородице о духовном отце
О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Царица Небесе и земли, вонми вопиющей души моей и приими грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовного, скорбящего раба Твоего [имя].
Буди ему всегда спутницей и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми Ангелами. Укрепляй его бодрствующего, оберегай его спящего, утешай его плачущего, ободряй его унывающего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощного, побеждай воюющих против него бесов, и в смертной опасности помогай ему. Ежедневно являй его страшным для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали, что он раб Твой, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков.
Матерь Божия, умягчи сердца злых человек, возстающих на него. Ты видишь труды и скорби отца моего, его скорби Тебе единой известны. Ты ведаешь все тайны души его, воззри милостиво на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его покровом Своим, посети его Своею небесною милостию, посли благословение на дела его и дай ему невидимую помощь. И святыми его молитвами дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и покрый меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается по 10 раз).
После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы
Тропарь, гл. 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
О Пресвятая Владычице Богородице! Со святыми упокой в вечной славе Твоей души усопших рабов Твоих (имена) и всех усопших сродников наших.
После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы
Тропарь, гл. 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини (или присоедини) к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов ( имена).
После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим ( имена).
Евангелие от Луки 1, 2 6-3 8:
«В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариам. И вшед к Ней ангел рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах». Она же видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И рече ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се, зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» И отвещав, ангел рече Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея ангел».
После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой
Из службы пророка Захарии и праведной Елисаветы, память 5 сентября. Седален, гл. 4
Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, Тайны Божия нам являющая».
Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
Пятый десяток
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне, во Христа́ крести́вшемуся, во Христа́ обле́чься.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Шестой десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем Сретение Господне и прореченное праведным Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».
Тропарь, глас 1
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.
Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сподо́би меня́ при после́днем издыха́нии причасти́ться Святы́х Христо́вых Та́ин и Сама́ проведи́ ду́шу мою́ че́рез стра́шные мыта́рства.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Седьмой десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем бегство в Египет праведного Иосифа и Божией Матери с Богомладенцем.
Кондак, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, изба́ви меня́ от вся́ких напа́стей.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Восьмой десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого.
Тропарь, глас 7
Воздыха́юща мя, Го́споди, приими́ я́ко Ми́лостив, и поми́луй мя я́ко мытаря́, Ма́тере Твоея́ хода́тайством.
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне непреста́нное па́мятование о Бо́ге.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Девятый десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них».
Тропарь, глас 3
Приста́нище спаси́тельное Тя и́мамы, Богоро́дице, в пучи́не жите́йстей обурева́емии. Ты у́бо упаси́ от вся́кия беды́ притека́ющих к Твое́й бла́гости.
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, помога́й нам во всех дела́х и ну́ждах на́ших.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Десятый десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу.
Кондак, глас 6
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.
Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укрепи́ си́лы мои́ душе́вные и отжени́ уны́ние.
«Милосердия двери отверзи нам…»
Одиннадцатый десяток
«Отче наш».
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)
Воспоминаем Воскресение Христово.
Тропарь, глас 5
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, воскреси́ ду́шу мою́ и да́руй мне постоя́нную гото́вность к страда́ниям за Христа́.
«Милосердия двери отверзи нам…»
В чем помогает Богородичное правило
Богородичное правило – это одна из самых сильных из всех существующих молитв.
Если преодолевает унынии, на сердце тяжелеет, происходят несчастья и беды, то Божья Матерь обязательно поможет. Но только тем, кто читает Богородичное правило 150 раз со всем вниманием и искренностью.
Святые отцы предупреждают, что механическое произношение молитвы не принесёт ожидаемого результата. Только при глубокой вере в душе в Бога и Его Матерь поможет заслужить Их заступничество.
Многие говорят, что внимательно 150-разовое прочтение правила помогло исцелить больных родственников и самих молящихся. Причём, это были не только физические недуги, но и психические.
И даже, когда врачи пожимали плечами, не зная ответа на вопрос «сколько мне осталось», Богородица приходила на помощь. Люди исцелялись даже от самых страшных болезней.
В чём помогает молитва, знают и те, кто переживал тяжёлые жизненные ситуации. После ежедневного прочтения Богородичного правила людям удавалось разрешать даже самые тяжёлые неурядицы.
Те, кто отчаялся, погряз в грехах, также искали спасение в молитве к Божьей Матери. Внимательное произнесение правила помогло очистить душу, наладить жизнь и встать на праведный путь.
Молитва поможет найти выход из любой сложившейся ситуации, спастись от бед, чрезвычайных происшествий, природных катаклизмов, недобрых людей и их козней, воздействия злых сил. Также правило помогает человеку избавляться от вредных привычек.
Родители могут читать правило за своих детей. Если они встали на неправильный путь, связались с плохой компанией, не желают учиться, работать, не уважают родителей, то ежедневное прочтение молитвы Богородице обязательно поможет. Главное здесь – внимание.
Однако невсегда правило нужно читать в сложных жизненных ситуациях. Молитву можно произносить в качестве благодарности Божьей Матери.
Мы восхваляем и Сына, и Мать
Такую схему запомнить наизусть сложно, а для её выполнения нужно постоянно смотреть в книгу с текстом прошений. Но книга будет под рукой не всегда. Поэтому есть другой вариант «Богородичного правила». Десять раз мы повторяем «Богородице Дево, радуйся», затем читаем «Отче наш» — и начинаем читать следующую десятку молитв.
Возможны и другие варианты. Желательно посоветоваться со своим духовником, чтобы выбрать наиболее приемлемый способ этой молитвы.
Многие праведники придавали «Богородичному праведнику» большое значение. Хотя, на первый взгляд, здесь нет прошений к Богородице и не упоминается напрямую Иисус Христос, читая «Богородице Дево», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «Господь», «плод», «Спас», мы подразумеваем Иисуса Христа. Поэтому исполняя «Богородичное правило», мы восхваляем Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой.
Когда и как читать Богородичное правило
В зависимости от духовного опыта молящегося, его желания, наличия времени и других факторов Богородичное правило может читаться по-разному. Полное прочтение включает в себя 150 повторений самой молитвы «Богородице, Дево, радуйся…», а после каждого десятка читаются специальные тропари.
Для новоначальных христиан, которые еще не очень опытны в постоянной молитве, может быть в начале очень трудно выполнить такое объемное правило. В таких случаях благословляют читать не 150, а только 50 повторений. Со временем и приобретением соответствующего опыта будет легче выполнять весь объем.
Если же человек совсем не имеет времени или другой возможности молиться по правилу, допускается только повторение 150 раз основного текста «Богородице, Дево, радуйся…» без чтения тропарей.
Для удобства подсчета количества повторений и чтобы не отвлекаться, удобно пользоваться четками. Это такие бусы или браслет, на которых завязаны узелки или нанизаны круглые бусины. Их количество может быть разным. Зная, сколько бусин в четках, нет необходимости считать каждое повторение. Достаточно перебрать от начала до конца все четки и будет ясно, сколько повторений было произнесено.
При чтении Богородичного правила, как и любой другой молитвы, нужно помнить, что главный смысл не в механическом повторении каких-либо слов, а во внутреннем духовном настрое молящегося человека. Именно поэтому очень важно произносить правило не спеша, вдумываясь в каждое слово, пропуская его через свое сердце и душу. Если вы чувствуете, что на каком-то этапе слишком устали и стараетесь уже быстрее закончить — лучше возьмите благословение на сокращение правила, но выполните его вдумчиво и искренне.
Обязательно молиться с верой
Священнослужители рекомендуют произносить молитвенные слова с глубокой верой в них и с чистым сердцем. Во время молитвы надо искренне верить в то, что она будет услышана. Не нужно проговаривать ее слишком дерзко, так как это считается непочтением к Господу и Богоматери.
Необходимо быть готовым к Божьей воле и принять ее, даже несмотря на то, что она может не совпадать с желаниями молящегося. Стоит отметить, что достичь такого сразу невозможно и поэтому для начала нужно просто стремиться к этому.
С какими чувствами читать молебен
Молящийся человек не должен искать какие-либо особые чувства для прочтения молебна. Молитва грешника должна быть тяжелой и произноситься с трудом. Если во время ее прочтения появляются сложности, не стоит бросать ее из-за этого. Известный святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что единственным чувством во время молитвы должно быть благоговение перед Господом.
С какими словами необходимо молиться
Некоторые люди для того, чтобы было проще молиться, делают это своими словами. Однако священнослужители рекомендуют использовать молитвы, которые составлены святыми. Такие тексты освящены авторитетом Церкви, и поэтому они принесут больше пользы, чем молебны, которые произносились своими словами. При этом никто не запрещает немного корректировать текст и добавлять личные просьбы.
На каком языке читать молебен
Многие православные молитвы произносятся на специальном церковнославянском языке. Однако некоторые из более новых текстов уже написаны на русском. Особой разницы между используемыми языками нет, и поэтому люди молятся так, как им удобно. Несмотря на это, в большинстве храмов принято произносить молебны только на церковнославянском языке.
Чтобы лучше понимать произнесенный текст, можно воспользоваться специальной книгой с переводом.
Как начать молиться
Перед началом молебна необходимо посидеть несколько минут в абсолютной тишине и сосредоточиться. Произносить текст нужно осмысленно, не отвлекаясь на посторонний шум. Лучше делать это в отдельной комнате, которая закрывается на засов. В начале и в конце произнесения текста необходимо покреститься. Зачитываться молитва должна перед иконами со святыми в молитвенной позе. При этом делать это надо ежедневно, а не несколько дней в неделю.
Богородичен в молитвослове не относится к Богородичному правилу
Случается, что чтение Богородичного правила осложняется незнанием молитв.
Люди, которые не в курсе, что такое богородичен в молитвослове, могут решить, что это та же молитва. Но нет. Богородичен — это сокращение фразы «Пресвятая Богоматерь, спаси нас». А текст молитвы для Богородичного правила таков: «Богородице Дево, радуйся».
Каждый десяток повторений — это вспоминание о каком-либо событии в жизни Богородицы: Благовещение, Рождение Иисуса и т.д. За 15 десятков мы вспоминаем всю жизнь святой.
Поэтому положено читать Богородичное правило 150 раз в день, но для начала можно ограничиться 50. После каждого десятка рекомендуется вставить «Отче наш» и «Милосердные двери»:
«Отче наш»:
Да святится имя Твое, да лриидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
«Милосердия двери»:
Это правило часто по-разному дополняют другими молитвами. Дальше — два варианта текста: простое и полное Богородичное правило.
Текст Богородичного правила
1-й десяток
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
2-й десяток
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
3-й десяток
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
4-й десяток
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести:
5-й десяток
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
6-й десяток
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
7-й десяток
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
8-й десяток
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
9-й десяток
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды:
10-й десяток
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
11-й десяток
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
12-й десяток
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
13-й десяток
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся:
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».
14-й десяток
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
15-й десяток
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
- http://molitva-info.ru/molitvoslov/bogorodichnoe-pravilo.html
- https://pravoslavy.ru/ikony/bogorodichnoe-pravilo
- https://pravlife.org/ru/content/bogorodichnoe-pravilo-kogda-i-kak-ego-chitat
- https://hranitel.club/565-bogorodichnoe-pravilo
- https://Molitvy.online/molitva/bogorodichnoe-pravilo/
- http://www.molitvy-bogu.ru/2016/09/bogorodichnoe-pravilo.html
- https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/02_na_kajdii_den/2/polnoe_bogorodichnoe.html
- https://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichnoe-pravilo.html