Анимизм, тотемизм, фетишизм и магия — религии первобытного общества

Анимизм — Значения в других словарях

 

АНИМИЗМ

(от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии, созданной «дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. В соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение явлений окружающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей, способностью вредить людям (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности — дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого (ср. обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за владельцем). Анимистич. представления — элемент всякой религии.
см. также Дух, Душа.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АНИМИЗМ

(от лат. anima – душа)

у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия</span>; в метафизическом смысле – мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь («Theoria medica», 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому «духу» («Spiritus»), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный – животный, свойственный животным; в переносном смысле – связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом («анимальные потребности»).

 

Философский энциклопедический словарь. 2010.

АНИМИЗМ

(от лат. anima – дух, душа) – вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира; ложное воззрение, согласно к-рому люди, животные, растения и предметы природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, независимым от телесной природы началом – душой. А. – одна из существ. сторон всякой религии. От анимистич. представлений необходимо отличать магические (см. Магия), связанные с верой в непосредств. воздействие самого человека сверхъестеств. путем на материальный предмет, а также аниматические (см. Аниматизм), т.е. веру в безличную одушевленность природы.
Термин «А.» впервые был употреблен нем. химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1660–1734). Основы анимистич. теории были заложены уже англ. материалистами 18 в. Гоббсом, Толандом, Пристли, к-рые видели истоки религии в возникновении у первобытного человека веры в духов и души. У Тайлора, а затем у Спенсера, Липперта и др. понятие «А.» было связано с анимистич. теорией происхождения религии. Согласно этой теории, наиболее существ. признак всякой религии («минимум религии») есть «вера в духовные существа»; простейшей формой этой веры является представление о душе человека, как о некоем сидящем внутри него двойнике. Корни этого представления Тайлор видел в чисто психологич. области. По его мнению, представление первобытного человека о душе возникло как попытка объяснения загадочных явлений – сна, сновидения, болезней, галлюцинаций и т.д. Являясь двойником человека, душа может покидать его тело как временно (сон, болезнь, обморок), так и навсегда (смерть). Отсюда происходило отождествление души с дыханием, кровью, тенью и пр. По аналогии с собой первобытный человек признавал существование души у животных, растений и предметов неживой природы. Представление о душе породило веру в переселение душ в загробный мир, куда души направляются после смерти; возникли обычаи кормления покойников, культ предков и т.д. В дальнейшем развитии представлений А. души умерших превращаются в духов, демонов, богов; завершается это развитие верой в единого бога-вседержителя.
Анимистич. теория явилась шагом вперед в изучении истории религии. Она пришла на смену мифологич. теории происхождения религии, построенной на очень огранич. историч. материале. Достоинствами анимистич. теории были: последовательно выдержанная т.зр. прогресса, идея единства умств. развития человечества, широкая фактологич. база, включающая огромный этнографич. материал; антиклерикальная направленность. Поэтому в 70–80-х гг. она получила широкое признание.
Начавшаяся с 90-х гг. критика анимистич. теории велась с двух противоположных сторон: со стороны реакц. католич. кругов (патер Шмидт и др.) и со стороны тех ученых (Маретт, Вундт и др.), к-рые выступили против ее ограниченности и односторонности, пытаясь усовершенствовать анимистич. теорию, освободиться от наиболее заметных ее недостатков. Вундт в работе «Миф и религия» (1905–09, рус. пер. 1913) считал, что вначале была вера не только в «свободную душу» («психе»), но и в душу «телесную», неотделимую от тела; он признавал, кроме того, первенствующую роль аффектов (эмоций) в религии. Однако эти попытки улучшить анимистич. теорию не избавили ее от коренных пороков. Осн. недостатками анимистич. теории являются игнорирование социальных корней религии, попытка свести религию к индивидуальной психологии человека, односторонне интеллектуалистич. понимание религии как результата простых размышлений «дикарей-философов» (выражение Тайлора), истолкование религ. верований как логически обоснованных понятий (душа, дух как причина, вызывающая психич. и др. явления); искусств. толкование многих религ. верований (фетишизм, магия, суеверные представления о покойниках), будто бы основанных на вере в духов; идеалистич. концепция имманентного развития религ. Верований – одни из других. Энгельс («Людвиг Фейербах»), а также ряд других марксистских исследователей (Лафарг, Плеханов и др.) использовали отд. положит, стороны анимистич. теории и заложили основы материалистич. и историч. решения проблемы происхождения религ. сознания.
Вопрос о происхождении А. связан с более общим вопросом о происхождении религии. Марксизм-ленинизм исходит из того, что возникновение религ. формы сознания является следствием низкого развития производительных сил «…Бессилие дикаря в борьбе с природой, – указывал Ленин, – порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п.» (Соч., 4 изд., т. 10, с. 65). В силу узости обществ. практики первобытному человеку было недоступно понимание природы как извечно существующей данности. Он рассматривал бытие как нечто творимое. Точка зрения личного созидания, приводившая к религии и укрепляемая веками ею, пустила глубокие корни в первобытном сознании. Поэтому «творение является таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному сознанию н е п о н я т н о чрез – себя – бытие природы и человека, потому что это чрез – себя – бытие противоречит всем о с я з а т е л ь н ы м ф а к т а м практической жизни» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 597). Жизнь природы, отношения вещей и явлений осмысливались человеком через призму знаний о жизни родового общества, об отношениях людей в этом обществе. Анимистич. образы (души, духи, демоны, бесы и др.) возникли кик олицетворение непонятных и угрожавших первобытному человеку сил природы, а также сил самого человека и обществ. явлений. А. – явление историческое. Оно возникло на сравнительно поздней ступени развития человека, на стадии родового общества. Первоначально душа мыслилась телесно, как вещь в вещи, а затем уже стала мыслиться как нечто идеальное, как особая субстанция.
Духи и души в начале развития А. непосредственно связаны с материальной вещью и даже разделяют ее судьбу. Напр., греч. гамадриады, т.е. нимфы дерева, умирают вместе с порубкой самого дерева; но уже дриады переживают смерть дерева. В дальнейшем демон вещи становится все более сложным. Если Додонский дуб вначале и был самим Зевсом, то в дальнейшем он становится только вместилищем Зевса; а потом оказывается, что Зевс живет и не только в Додонском дубе, но и в других местах. Это постепенное обобщение доходит до своего предела в представлении одного божества для данной сферы действительности, а потом и для всей действительности вообще. Общественно-историч. практика определила развитие и структуру анимистич. образов. В своем развитии родовая община переходила от стихийного коллективизма к более сложным и дифференциров. отношениям, обусловленным обществ. разделением труда. Если ранний А. состоит из диких, страшных, стихийных, дисгармоничных, а иной раз даже уродливых образов (Медуза, Химера), то в дальнейшем, в связи с ростом производит. сил общества, с овладением человеком природой, все эти чудовища постепенно начинают очеловечиваться, становятся менее страшными и более антропоморфными (см. Антропоморфизм). Во главе мн. анимистич. образов становятся антропоморфные существа, обладающие разумной волей, а стихийные, уродливые образы становятся только рудиментами отдаленного прошлого. С развитием скотоводства, земледелия и ремесел появляются демоны, к-рые мыслятся уже покровителями соответств. областей обществ. практики. Наивный А. кончается вместе с общинно-родовой формацией. В рабовладельч. обществе, где связь индивида с обществом принимает антагонистич. характер, обусловленный развитыми классовыми отношениями, появилась новая форма А.: материя мыслилась одушевленной, но уже не антропоморфной; прежняя анимистич. мифология превращалась в натурфилософию. Элементы А. сохраняются и в мировых религиях. Как бы ни были сложны совр. богословские системы, в учениях христианства, ислама, иудаизма проявляется все тот же первобытный, «дикарский» А. Буквальная вера в духов проповедуется в совр. реакц. бурж. идеологии теософией, оккультизмом, спиритизмом и т.д.
Плеханов во время борьбы с богоискательством успешно доказывал, что А. присущ всякой религии. В сов. науке проблема происхождения А. и его историч. роль в возникновении религий исследовалась И. Скворцовым-Степановым, Е. Ярославским, В. Никольским, А. Лукачевским. Критика анимистич. теории содержится в работах Ю. Францева, И. Крывелева, С. Токарева и др.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955, с. 1–4; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с.49–72; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем.. М., 1923; Πлеханов Г. В., О религии и церкви, Избр произв., М., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лукачевский А., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Францев Ю. П., Фетишизм и проблема происхождения религий, [М.], 1940; Степанов-Скворцов И., Очерк развития религиозных верований, 3 изд., М., 1924; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, «Вопр. философии», 1956, No 2; Токарев С. А., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Φранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, с. 29–47, 134–180; Lippert J., Der Seelenkult in seinen Beziehungen zur althebräischen Religion, В., 1881; Εрдељановић J., О почецима вере и о другим етнолошким проблемима, Београд, 1938.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus—душа, дух)—вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем — о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу “анимизм есть минимум определения религии” широко использовали многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали, что религиозные верования т. н. “примитивных народов” часто не содержат в себе элементов анимизма; такие верования были названы “преанимистическими”. Отмечалось также, что тайлоровская концепция “философствующего дикаря” не учитывает социальных и психологических причин возникновения религиозных верований. Несмотря на это, понятие анимизма сохранилось в современном религиеведении: анимистические верования рассматриваются как существенная составная часть всех религий мира.
А. Н. Красников

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 

Анимизм история

Впервые понятие «анимизм» появилось в научных трудах в 1708 году, когда известный германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.
Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

О природе

Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

О духах

Зная, что анимизм — это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

Многодушие

Уже узнав, что анимизм — это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины — семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Фетишизм

Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм — это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути — вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.

Тотемизм – что это?

Этот религиозный термин обозначает систему верований и обрядов, принятых племенами, ведущими первобытнообщинный образ жизни.

Слово «тотем» заимствовано из языка племени индейцев Северной Америки, которые так называли символ рода, обычно связанный с каким-то животным или растением, а иногда даже явлением природы.

Почему появился тотемизм?

Искать поддержку и верить в Высшие силы людям было необходимо для существования во все времена. Ангелы-хранители в одной религии, тотемные животные в другой, по мнению верующих людей, даются для помощи и защиты в сложных ситуациях. Любой тотем призван выполнять конкретную задачу, однозначно ответить на вопрос, для чего нужны тотемы, сложно. Покровители, защитники и помощники, дающие силу, помогающие в исцелении и оказывающие поддержку – тотемы были напрямую связаны со всем родом.

Особенности тотемизма

Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:

 

  1. Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
  2. Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
  3. Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
  4. Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
  5. Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.

 

Формы тотемизма

Даже в наш век высоких технологий в отдаленных районах Австралии и Африки популярен тотемизм. Его разновидности могут существовать параллельно в одном племени. Как ранняя форма религии тотемизм, так и современные течения можно разделить на следующие подвиды:

  1. Индивидуальный – вид тотемизма, предполагающий личные отношения индивидуума с конкретным животным или природным явлением, которого наделяют особенными свойствами. Тотем может передаваться по наследству, такой амулет становится настоящим защитником, наделяя хозяина сверхспособностями, присущими животному.
  2. Половой – вид тотемизма, при котором происходит разделение внутри племени по гендерному признаку, представители каждого пола имеют свой собственный тотем. Это разделяет племя на две половины, женщины и мужчины могут даже враждовать между собой.
  3. Понятие клановый тотемизм – вид религии, который подразумевает наличие одного или нескольких тотемов у целого клана. Такие защитные обереги передавались из поколения к поколению, не могли изменяться, и с возрастом только увеличивали свое значение в жизни рода.

Происхождение тотемизма

Исследователи видят ис­токи тотемистических верований в маскировочной практике охотни­ков, имитирующих повадки зверя, одевающихся в его шкуру, чтобы подобраться поближе к потенциальной добыче. Осознание коллек­тивом собственного единства находит свое наглядное воплощение в совместной трапезе; участники мыслят себя «плоть от плоти» по­едаемого тотема, чувствуют себя одной крови со зверем и между собой. Люди отождествляют себя с поедаемым предком. От подобных обычаев, вероятно, ведет происхождение христианский ритуал причастия — «вкушения» плоти и крови христовой в виде облатки и красного вина.

Тотемистическая версия происхождения человека, похоже, строится на идентификации с пищевым объектом, а значит, с те­лом, плотью тотемного предка, которому уподобляется, с которым отождествляет себя охотник. Человек осознает себя через овладе­ние добычей — средством собственного существования. Правильнее было бы говорить не об отчетливом представлении о самом себе, но об инстинктивном самоощущении.

Некоторые учёные рассуждали о тотемизме как о нелепом обычае или экзотическом представлении, не связанном с мировоззрением в це­лом.

Теория Спенсера

В нелепом объяснении английского философа Г. Спенсера тотемизм возникает из прозвищ даваемых человеку по сходству с каким-либо животным. Через пару поколений родственники, счи­тающие себя потомками «Волка», или «Лиса», или «Медведя», за­бывают, что это всего лишь прозвища, и начинают реально верить в свое сверхъестественное происхождение от названного животного.

Теория Фрейзера

Дж. Дж. Фрейзер выводит тотемизм из незнания физиологического отцовства в условиях смешанных брачных связей, что привело к за­мещению человека в роли отца образом животного или духа.

Теория Фрейда

Фрейд излагает свою теорию замещения, однако не в связи с невежеством, а в связи с психологической травмой. Он считает тотемизм первой формой проявления религии в истории человече­ства, из которой выводит все позднейшие религиозные традиции, в частности иудаизм и христианство («Человек Моисей и монотеисти­ческая религия», 1938). Происхождение верований в зверя-предка Фрейд связывает с влиянием «эдипова» или «отцовского» комплекса (проявляющегося в инфантильной регрессии индивидуального со­знания и в фантазиях человеческого рода в целом). Группа сыно­вей, объединившись, убивает отца-вождя, завидуя его силе и власти. Воспоминание об этом событии, поскольку является травмирующим, вытесняется из сознания и замещается компенсирующим образом тотема-прародителя, символизирующим убитого отца. Поклонение тотемному животному, покровителю племени, снижает чувство вины за содеянное. Дальнейшее «очеловечивание» зооморфного первопред­ка «является историческим началом идеи бога». Фрейд утверждает, что тотемизм как ранняя форма религии связан с социальными образованиями и нравственными обязательствами, так как страх перед всемогущим отцом — тотемным зверем, его почитание ведут к уста­новлению всевозможных ограничений и табу (к примеру, запрет на инцест, запрет на убийство). По З. Фрейду, институт морали и права обосновывается системой тотемных верований.

География тотемизма

Мировоззрение первобытного человека, постоянно сталкивающегося в своей жизни с непреодолимыми силами природы, опасностями животной агрессии, отмечено ощущением родства с биологическими и природными объектами.

Символ рода – тотем – считался одновременно объектом поклонения, защитным знаком и родственником по крови.

Например, члены клана кенгуру считали свой тотем предком, основателем клана.

Тотемы в Африке

Тотемные животные для африканских племен считались старшими родственниками, уважаемыми членами семьи.

Маленьких детей подвергали своеобразным испытаниям – знакомили с ядовитыми змеями, крокодилами, другими хищниками. Если животное не трогало ребенка – он получал право на жизнь.

По общепринятым представлениям, кровное родство связывало мир животных и людей. Даже смерть была не в силах разорвать эти родственные связи.

Каждый член клана после смерти перерождался в животное своего тотема, чтобы вновь возродиться в человеческом образе. Поэтому убийство своего тотемного животного считалось величайшим грехом и приравнивалось к отцеубийству.

Символическая связь с тотемом выражалась в изготовлении особых масок и нарядов, ритуальных танцах, копирующих движения своего родича в животном мире.

Тотемы в Америке

Племена индейцев Северной Америки проявляли свое уважение к тотемным животным и растениям, объявляя их неприкосновенность. Нельзя было не только причинять им вред, но и просто прикасаться к ним, надевать шкуру тотемного животного, есть плоды священных растений или даже садиться в их тени.

Поклонение тотемическим символам требовало приношений в виде ценных вещей, а за причинение им вреда грозила неминуемая расплата, равная кровной мести за убийство родственника.

Часто члены племени изменяли свой облик, стремясь достичь сходства со своим тотемом: выбивая «лишние» зубы или делая специфическую прическу.

Тотемы в Австралии

Удивительный факт – племена австралийских аборигенов, культура которых формировалась без влияния Европы и Америки, сохранили сходные обычаи в отношении тотемных животных.

Они также воспринимают кровную связь с определенными животными и растениями, необходимость выполнения ритуалов для ее закрепления и страшатся возмездия духов предков за неуважительное отношение к тотемам.

В благодарность за подобную преданность духи оказывают покровительство членам своего рода: подают им знаки, указывающие на места удачной охоты, предупреждают о грозящей опасности, строят козни против враждебных племен и родов.

Тотемы и жертвоприношения

Полное слияние с духом – покровителем рода у некоторых племен вылилось в потребность всегда быть рядом с ним. Первобытные люди возвели в обычай ловить тотемных животных и держать их в неволе, воздавая им почести и принося подношения. Содержание в клетках удавов или леопардов стало залогом удачи и процветания племени.

Другой атавистический способ общения с духом животного – поедание его тела. «Почему аборигены съели Кука?» – вполне правомерный вопрос с точки зрения примитивных религий. Съесть свое божество – означает помочь ему перейти в лучший мир и унаследовать его наилучшие качества.

Магия и шаманизм

Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

В завершение

Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах — животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.

Источники
  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  • http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/totemizm-animizm-fetishizm-i-magiya-pervye-religii-drevnih-lyudey
  • https://nlo-mir.ru/religia/43480-animizm.html
  • https://big-help.ru/chto-takoe-totemizm/
  • https://womanadvice.ru/totemizm-chto-eto-takoe-pochemu-poyavilsya-osobennosti-i-izvestnye-formy-proyavleniya
  • http://WikiWhat.ru/%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о знаках зодиака