- Анимизм — Значения в других словарях
- Анимизм история
- О природе
- О духах
- Многодушие
- Основное в теории Тейлора
- Фетишизм
- Тотемизм – что это?
- Почему появился тотемизм?
- Особенности тотемизма
- Формы тотемизма
- Происхождение тотемизма
- Теория Спенсера
- Теория Фрейзера
- Теория Фрейда
- География тотемизма
- Тотемы в Африке
- Тотемы в Америке
- Тотемы в Австралии
- Тотемы и жертвоприношения
- Магия и шаманизм
- В завершение
Анимизм — Значения в других словарях
АНИМИЗМ
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
АНИМИЗМ
(от лат. anima – душа)
Философский энциклопедический словарь. 2010.
АНИМИЗМ
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Анимизм история
О природе
Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.
О духах
Зная, что анимизм — это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.
Многодушие
Уже узнав, что анимизм — это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины — семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.
Основное в теории Тейлора
В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.
Фетишизм
Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм — это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути — вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.
Тотемизм – что это?
Этот религиозный термин обозначает систему верований и обрядов, принятых племенами, ведущими первобытнообщинный образ жизни.
Слово «тотем» заимствовано из языка племени индейцев Северной Америки, которые так называли символ рода, обычно связанный с каким-то животным или растением, а иногда даже явлением природы.
Почему появился тотемизм?
Искать поддержку и верить в Высшие силы людям было необходимо для существования во все времена. Ангелы-хранители в одной религии, тотемные животные в другой, по мнению верующих людей, даются для помощи и защиты в сложных ситуациях. Любой тотем призван выполнять конкретную задачу, однозначно ответить на вопрос, для чего нужны тотемы, сложно. Покровители, защитники и помощники, дающие силу, помогающие в исцелении и оказывающие поддержку – тотемы были напрямую связаны со всем родом.
Особенности тотемизма
Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:
- Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
- Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
- Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
- Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
- Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.
Формы тотемизма
Даже в наш век высоких технологий в отдаленных районах Австралии и Африки популярен тотемизм. Его разновидности могут существовать параллельно в одном племени. Как ранняя форма религии тотемизм, так и современные течения можно разделить на следующие подвиды:
- Индивидуальный – вид тотемизма, предполагающий личные отношения индивидуума с конкретным животным или природным явлением, которого наделяют особенными свойствами. Тотем может передаваться по наследству, такой амулет становится настоящим защитником, наделяя хозяина сверхспособностями, присущими животному.
- Половой – вид тотемизма, при котором происходит разделение внутри племени по гендерному признаку, представители каждого пола имеют свой собственный тотем. Это разделяет племя на две половины, женщины и мужчины могут даже враждовать между собой.
- Понятие клановый тотемизм – вид религии, который подразумевает наличие одного или нескольких тотемов у целого клана. Такие защитные обереги передавались из поколения к поколению, не могли изменяться, и с возрастом только увеличивали свое значение в жизни рода.
Происхождение тотемизма
Исследователи видят истоки тотемистических верований в маскировочной практике охотников, имитирующих повадки зверя, одевающихся в его шкуру, чтобы подобраться поближе к потенциальной добыче. Осознание коллективом собственного единства находит свое наглядное воплощение в совместной трапезе; участники мыслят себя «плоть от плоти» поедаемого тотема, чувствуют себя одной крови со зверем и между собой. Люди отождествляют себя с поедаемым предком. От подобных обычаев, вероятно, ведет происхождение христианский ритуал причастия — «вкушения» плоти и крови христовой в виде облатки и красного вина.
Тотемистическая версия происхождения человека, похоже, строится на идентификации с пищевым объектом, а значит, с телом, плотью тотемного предка, которому уподобляется, с которым отождествляет себя охотник. Человек осознает себя через овладение добычей — средством собственного существования. Правильнее было бы говорить не об отчетливом представлении о самом себе, но об инстинктивном самоощущении.
Некоторые учёные рассуждали о тотемизме как о нелепом обычае или экзотическом представлении, не связанном с мировоззрением в целом.
Теория Спенсера
В нелепом объяснении английского философа Г. Спенсера тотемизм возникает из прозвищ даваемых человеку по сходству с каким-либо животным. Через пару поколений родственники, считающие себя потомками «Волка», или «Лиса», или «Медведя», забывают, что это всего лишь прозвища, и начинают реально верить в свое сверхъестественное происхождение от названного животного.
Теория Фрейзера
Дж. Дж. Фрейзер выводит тотемизм из незнания физиологического отцовства в условиях смешанных брачных связей, что привело к замещению человека в роли отца образом животного или духа.
Теория Фрейда
Фрейд излагает свою теорию замещения, однако не в связи с невежеством, а в связи с психологической травмой. Он считает тотемизм первой формой проявления религии в истории человечества, из которой выводит все позднейшие религиозные традиции, в частности иудаизм и христианство («Человек Моисей и монотеистическая религия», 1938). Происхождение верований в зверя-предка Фрейд связывает с влиянием «эдипова» или «отцовского» комплекса (проявляющегося в инфантильной регрессии индивидуального сознания и в фантазиях человеческого рода в целом). Группа сыновей, объединившись, убивает отца-вождя, завидуя его силе и власти. Воспоминание об этом событии, поскольку является травмирующим, вытесняется из сознания и замещается компенсирующим образом тотема-прародителя, символизирующим убитого отца. Поклонение тотемному животному, покровителю племени, снижает чувство вины за содеянное. Дальнейшее «очеловечивание» зооморфного первопредка «является историческим началом идеи бога». Фрейд утверждает, что тотемизм как ранняя форма религии связан с социальными образованиями и нравственными обязательствами, так как страх перед всемогущим отцом — тотемным зверем, его почитание ведут к установлению всевозможных ограничений и табу (к примеру, запрет на инцест, запрет на убийство). По З. Фрейду, институт морали и права обосновывается системой тотемных верований.
География тотемизма
Мировоззрение первобытного человека, постоянно сталкивающегося в своей жизни с непреодолимыми силами природы, опасностями животной агрессии, отмечено ощущением родства с биологическими и природными объектами.
Символ рода – тотем – считался одновременно объектом поклонения, защитным знаком и родственником по крови.
Например, члены клана кенгуру считали свой тотем предком, основателем клана.
Тотемы в Африке
Тотемные животные для африканских племен считались старшими родственниками, уважаемыми членами семьи.
Маленьких детей подвергали своеобразным испытаниям – знакомили с ядовитыми змеями, крокодилами, другими хищниками. Если животное не трогало ребенка – он получал право на жизнь.
По общепринятым представлениям, кровное родство связывало мир животных и людей. Даже смерть была не в силах разорвать эти родственные связи.
Каждый член клана после смерти перерождался в животное своего тотема, чтобы вновь возродиться в человеческом образе. Поэтому убийство своего тотемного животного считалось величайшим грехом и приравнивалось к отцеубийству.
Символическая связь с тотемом выражалась в изготовлении особых масок и нарядов, ритуальных танцах, копирующих движения своего родича в животном мире.
Тотемы в Америке
Племена индейцев Северной Америки проявляли свое уважение к тотемным животным и растениям, объявляя их неприкосновенность. Нельзя было не только причинять им вред, но и просто прикасаться к ним, надевать шкуру тотемного животного, есть плоды священных растений или даже садиться в их тени.
Поклонение тотемическим символам требовало приношений в виде ценных вещей, а за причинение им вреда грозила неминуемая расплата, равная кровной мести за убийство родственника.
Часто члены племени изменяли свой облик, стремясь достичь сходства со своим тотемом: выбивая «лишние» зубы или делая специфическую прическу.
Тотемы в Австралии
Удивительный факт – племена австралийских аборигенов, культура которых формировалась без влияния Европы и Америки, сохранили сходные обычаи в отношении тотемных животных.
Они также воспринимают кровную связь с определенными животными и растениями, необходимость выполнения ритуалов для ее закрепления и страшатся возмездия духов предков за неуважительное отношение к тотемам.
В благодарность за подобную преданность духи оказывают покровительство членам своего рода: подают им знаки, указывающие на места удачной охоты, предупреждают о грозящей опасности, строят козни против враждебных племен и родов.
Тотемы и жертвоприношения
Полное слияние с духом – покровителем рода у некоторых племен вылилось в потребность всегда быть рядом с ним. Первобытные люди возвели в обычай ловить тотемных животных и держать их в неволе, воздавая им почести и принося подношения. Содержание в клетках удавов или леопардов стало залогом удачи и процветания племени.
Другой атавистический способ общения с духом животного – поедание его тела. «Почему аборигены съели Кука?» – вполне правомерный вопрос с точки зрения примитивных религий. Съесть свое божество – означает помочь ему перейти в лучший мир и унаследовать его наилучшие качества.
Магия и шаманизм
В завершение
Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах — животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.
- https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC
- http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/totemizm-animizm-fetishizm-i-magiya-pervye-religii-drevnih-lyudey
- https://nlo-mir.ru/religia/43480-animizm.html
- https://big-help.ru/chto-takoe-totemizm/
- https://womanadvice.ru/totemizm-chto-eto-takoe-pochemu-poyavilsya-osobennosti-i-izvestnye-formy-proyavleniya
- http://WikiWhat.ru/%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC